Версия для слабовидящих

komsomolskaya pravda 800x600

В эфире радио «Комсомольская правда» выступил ректор ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г.Москва), Евгений Малеванов. Одной из целей его визита в Алтайский край стало участие в IX межрегиональной научно-практической конференции им.И.К. Шалаева «Современное образование: от оценки качества – к использованию результатов».

Евгений Юрьевич также поучаствовал в любопытном для родительской и педагогической общественности интервью Ольги Ведерниковой на радио «Комсомольская правда. Барнаул». Эфир был посвящен теме образа современного учителя.
Ольга Ведерникова: Каким должен быть внешний вид современного учителя? Приемлем ли внешний вид учителя, который сложился в советские времена: строгая консервативная одежда, собранные волосы и так далее?
Евгений Малеванов: Учитель должен быть разным. Для начальной школы примером в одежде, возможно, ассоциироваться с внешним видом мамы – одетой сдержанно. В старших классах педагог может сделать шаг на встречу предпочтений внешнего вида школьников. Вообще учитель должен быть готов меняться внешне в зависимости от ситуации. Вне уроков, в рамках мероприятий, экскурсий может объединяться с классом в форме одежды.dsc 1272
Ольга: Вы говорите, что в начальной школе учитель должен становится второй мамой. В реальности получается ли это в рамках введения новых стандартов?
Е.М. : Мама, конечно, одна, но учитель может быть схож в образе, ассоциироваться с мамой, на мой взгляд, это важно.
Россия стала первой в мире по читательской грамотности, именно по результатам исследований в начальной школе. Они показывают, что те формы и методы, которые используются сейчас– эффективны. Если говорить о самих воспитательных функциях, то нагрузка, которая ложится на школы в некотором роде заменяет те задачи, которые ставятся пред семьей. Для меня образ учителя начальных классов – человек, который исподволь обучает, а в основном воспитывает.
Ольга: То есть исследования говорят, что в начальных классах больше читают, чем в старших?
Е.М. : Если только первокласснику сразу в руки не дают планшет…
Ольга: Современные дети «рождаются с телефонами в руках», как с этим борются в школах?
Е.М. : Бороться бесполезно, во многом повысить эффективность использования гаджетов может развитие образовательных ресурсов и вместо игр, общения в социальных сетях школьники получают возможность использовать планшет для образовательных целей. В этом направлении есть перспектива развития.
Ольга: Каким должен быть современный продвинутый учитель?
Е.М. : Парадоксально, но я считаю, что современный учитель должен быть не очень современным. С одной стороны он должен разговаривать на одном языке со школьниками, с другой - учитель не должен говорить на языке школьников, который не соответствует задачам воспитания и обучения.
Учителя должны быть современными в том значении слова, которое касается использования техники, знания современного контекста. Например, делать ссылки не только на произведения классиков, но и ссылаться на культурные события, которые происходили на прошлой неделе. От учителя требуется вовлеченность в информационное пространство.
Ольга: В целом у учителя рабочий день от начала уроков до конца уроков? Или он «пожизненно на работе»?
Е.М.: Безусловно, в соответствии с трудовым законодательством есть ограничения рабочего дня, но сама деятельность учителя не может характеризоваться по принципу начало смены – конец смены. Она реализуется непрерывно. Подготовка к урокам, общение с родителями происходят за пределами обозначенного рабочего дня.
Ольга: Современные школьники стали нервными, действительно ли это так?
Е.М. : Научные исследования не подтверждают и не опровергают этот факт, они лишь констатируют, что источники невроза стали другими. Сегодня большой объем общения в социальных сетях, потеря живого общения и развитие информационных технологий способствует этому. Хотя раньше тоже были проблемы и неврозов было не меньше. Сегодня их чаще связывают с объективными процедурами способами оценки – ОГЭ, ЕГЭ, что они нервируют детей. Сам невроз связан с тем, что если не учишься в течение 10 лет, и за несколько месяцев наверстываешь упущенное, то, конечно, начинаешь нервничать. Но если качественно работает школа, ученик, то к моменту, когда его знания проверяют, он к этому готов. Да, сейчас говорят, что больше и больше становится таких процедур оценки и в начальной школе, и в средней и старшей, но если к этому процессу привыкать постепенно, то к моменту экзамена, от которого зависит многое в жизни, ученик оказывается психологически готов.
Ольга: Ваше мнение – как должен вести себя учитель, когда ученик относится к нему агрессивно, угрожает судом, например, за какие- либо действия?
Е.М. : Учителя должны вести себя корректно, для того чтобы чувствовать себя уверенно нужно осваивать новые компетенции, в том числе и знание законодательства, нормативной базы, чтобы в подобных диалогах корректно ответить. С другой стороны важно психологически настраиваться на то, что любое слово, высказывание может быть снято на камеру или диктофон. Сегодня нужно повышать свои знания и работать над собой. Педагог должен владеть предметом и качественно быть подготовлен психологически.
Ольга: Не секрет, что школьники очень загружены. Не создаются ли программы для «разгрузки» учеников?
Е.М. : Перед школой ставятся задачи по развитию будущего страны, они превышают возможности по времени и содержанию, которые ограничены санитарно-эпидемиологическими требованиями и школы эти права отстаивают, например, сохраняют количество часов, наполняя их разным содержанием. Тема здоровьесберегающих технологий образования сохраняет свою актуальность, расширяется объем часов для физической культуры, которые не рассматриваются как уроки высоких спортивных достижений, а предполагают собой время, когда ученик может расслабиться и отвлечься от умственного труда.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп