Версия для слабовидящих

itogi goda20182018 год стал для факультета воспитания и социализации годом рождения нового формата проведения курсов повышения квалификации «Педагогический навигатор». Основная идея проекта заключается в организации выездной работы команды преподавателей одновременно с несколькими группами слушателей различных категорий.

При этом темы инвариантного психолого-педагогического блока, посвященные вопросам формирования безопасной и комфортной образовательной среды, являются общими. Это позволяет представителям одной образовательной организации, находясь в разных группах, формировать общие подходы к проектированию программы воспитания и социализации с учетом специфики своего функционала. За прошедший год на факультете повысили свою квалификацию более 900 педагогов общего и дополнительного образования.

В режиме опережения активно велась подготовка учителей физической культуры к внедрению самбо в учебную программу по предмету. Сотрудники кафедры социализации и развития личности совместно с учителями физической культуры СОШ №2 Заринска продолжили работу над сопряженным обучением самбо в ходе изучения базовых видов спорта. Данный подход позволяет значительно оптимизировать учебный процесс, снизить риски травматизации школьников и сформировать у них жизненные навыки (умение группироваться при падении, уходить от захвата и других угрожающих действий).

Была продолжена работа по научно-методическому сопровождению проекта «Шахматы в школу». Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования в рамках профильных смен в условиях муниципального оздоровительного лагеря Мамонтовского района был успешно представлен на ХIV межрегиональной научно-практической конференции «Здоровое поколение 21 века», опыт планируется транслировать в следующим году на территории края.

Также продолжалась работа по совместному с Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО проекту «Повышение потенциала педагогических работников в вопросах предотвращения насилия и дискриминации в образовательных организациях». На официальном сайте АКИПКРО создан Ресурсный центр по безопасной и здоровой образовательной среде с целью обеспечения научно-методического сопровождения профилактики буллинга и дискриминации среди участников образовательных отношений. Около 80 педагогических работников центров помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, прошли повышение квалификации по данной теме.

В ходе курсов повышения квалификации учителей физической культуры, учителей-логопедов, краевой Недели психологии была представлена оригинальная методика ритмовизуальной нейродинамической гимнастики «Баланс-бол». Синтез подходов кинезиологии, сенсорной интеграции и мозжечковой стимуляции призван успешно решать проблемы школьников, испытывающих трудности в обучении, в том числе, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Методика разработана заведующим лабораторией развития жизненных навыков и инклюзии, к.п.н., доцентом В.Ф. Лопугой и в настоящее время вызывает огромный интерес у педагогических работников Алтайского края и родителей.

Новый виток развития получил проект по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы. Региональным ресурсным центром мониторинга здоровья обучающихся обеспечена организация и проведение мониторинга здоровья 1600 обучающихся 31 образовательной организации, разработан контент автоматизированной информационной системы по сбору и обработке данных о состоянии здоровья детей с ограниченными возможностями и инвалидностью, здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Повышение квалификации по вопросам внедрения системы мониторинга здоровья обучающихся с ОВЗ и здоровьесберегающих технологий на основе БОС-технологий прошли более 30 специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. Оказывается консультативно-методическая помощь по вопросам использования современного коррекционно-развивающего оборудования, инновационных технологий в образовании. Создан интернет-ресурс по информационно-организационному и научно-методическому сопровождению внедрения системы мониторинга и здоровьесберегающих технологий

Региональная модель внедрения системы здоровьесберегающих технологий и мониторинга здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, стала основой проектирования здоровьесберегающего пространства образовательных организаций.

С участием декана факультета Е.В. Лопуга создан онлайн-конструктор адаптированных образовательных программ, который позволит эффективно работать над проектированием АОП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп.

Разработано методическое руководство по организации и проведению социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций Алтайского края в режиме онлайн-тестирования на основе автоматизированной информационной системы.

В мае 2018 года факультет воспитания и социализации начал внедрение проекта «Научись спасать жизнь!» в систему образования Алтайского края. Были разработаны 4 учебно-методических комплекта:
- дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание и обучение оказанию первой помощи» (объемом 40 ч);
- программы внеурочной деятельности «Формула безопасности: первые шаги» для обучающихся 2-4 классов (объемом 34 ч.).
- дополнительные общеразвивающие программы «Формула безопасности: основы оказания первой помощи» для учащихся 11-15 лет (объемом 16 ч.) и «Формула безопасности: научись спасать жизнь!» для учащихся 15-17 лет (объемом 16 ч.). Использование этих программ в рамках краевых профильных смен обеспечило обучение оказанию первой помощи около 2000 детей.

Оснащение опорного учебного центра позволяет проводить обучение педагогов за пределами института. За три месяца 2018 года по программе «Оказание и обучение оказанию первой помощи» было обучено более 800 педагогов.

В рамках заочного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», в марте-апреле 2018 года был проведен региональный конкурс дополнительных общеразвивающих программ, в котором приняли участие более 70 человек. 69 программ также были размещены на странице КУМО ДО в разделе «Общественно-профессиональная экспертиза». Все присланные программы, помимо оценивания экспертным жюри конкурса, получили возможность пройти ОПЭ. По результатам конкурса издан сборник лучших дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.

На основании поручения Министерства образования и науки Алтайского края сотрудниками факультета воспитания и социализации АКИПКРО, базовой кафедры и комитета по образованию Барнаула подготовлен и апробирован в пилотных учреждениях дополнительного образования детей пакет документов по организации и проведению аттестации с целью установления квалификационной категории педагогов дополнительного образования. В основе разработанных документов лежит профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Пакет включает модельные документы для рефлексивного анализа результатов деятельности педагога за аттестационный период и оценочный инстументарий для муниципальных и краевых экспертов.

В рамках круга решаемых задач факультет организует внешнее сотрудничество с ведущими организациями Российской Федерации в области воспитания и инклюзивного образования. Так, в марте 2018 года были организованы курсы повышения квалификации «Организация образования обучающихся с выраженным нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития» для педагогов образовательных организаций. Курсовые мероприятия провели специалисты ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (Псков) для 78 педагогов.

26-28 сентября 2018 года был организован семинар «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, оказавшимися в трудной ситуации» для специалистов краевых центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей и педагогов школ, находящихся в сложных социальных условиях (ведущий семинара – Ирина Алексеевна Алексеева, заведующий кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях ЧУ ДПО «Институт практической психологии «Иматон»). Обучено 30 педагогов.

Сотрудники факультета воспитания и социализации обеспечили проведение региональных этапов всероссийских конкурсов «Школа – территория здоровья», «Лучшая инклюзивная школа», «Разговор о правильном питании», «Учитель здоровья», «Школьный спортивный клуб», «Лучшая постановка физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов», «Психолог года», «Новые программы – для новой школы», «Сердце отдаю детям». Региональный конкурс «Новая школа – школа здоровья» позволил еще трем образовательным организациям получить статус «Школа здоровья Алтайского края».

Традиционная и ставшая за многие годы очень востребованной ХIV научно-практическая конференция «Здоровое поколение 21 века» получила в уходящем году статус межрегиональной. Более 400 педагогов из Белгородской, Новосибирской, Томской областей и других субъектов Российской Федерации смогли стать ее участниками. Более 160 материалов конференции опубликовано в сборнике и размещено на сайте «Школы здоровья Алтайского края» (www.valeo.akipkro.ru).

Совместная работа с Алтайской краевой общественной организацией «Поддержка общественных инициатив» по реализации проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями — дело общее» позволила через проведение стажерских практик на базе НКО, кейс-мастерские, клубы развивать профессиональные компетенции педагогов Алтайского края в области обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Лопуга Е.В., декан факультета воспитания и социализации АКИПКРО, к.п.н.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп