Версия для слабовидящих

kozlovaNVК 80-летию Алтайского института повышения квалификации работников образования воспоминаниями делится Нина Васильевна Козлова, методист кафедры иностранных языков, кафедры гуманитарного образования (с 1974 по 2019 годы):

- У института юбилей. Замечательная дата. И я, проработав в нем определенное количество лет, с благодарностью вспоминаю дорогих для меня людей, профессионалов, которые так или иначе приняли участие в моем профессиональном становлении. Начну с банального: быть учителем хотела всегда, но даже представить себе не могла, что буду работать в институте усовершенствования учителей.

Я окончила среднюю школу №40 Барнаула. Директором нашей школы в тот период была любимая всеми учениками Мария Филипповна Береговая (директор КИУУ в 1974-1984 годах). Выучилась на учителя иностранного языка: окончила факультет иностранных языков. Пришла работать учителем иностранного языка в школу №18. На пост директора нашей школы была назначена Галина Константиновна Кобяшева (зав. кабинетом истории КИУУ в 1974-1986 годах). Удивительный человек: веселый, внимательный, оптимист, живший проблемами школы, учителей, учеников, всегда готовый прийти на помощь каждому, кто в ней нуждался. Особое внимание администрация школы уделяла молодым специалистам. В центре поддержки стояли вопросы, связанные с организацией классного руководства, работы с родителями, планированием уроков по предмету, включением учащихся в активную деятельность на уроке. Нужно сказать, что в 70-80 годы начинающие учителя, да, наверное, не только они, испытывали трудности при составлении планов уроков, т.к. на вооружении были только учебники, а методические рекомендации по организации процесса обучения предмету, отражающие принципиальную методическую позицию авторов выходили года через два после появления учебников. Для решения этой (и многих других) проблем на базе городского методического кабинета было организовано проведение семинаров-практикумов, которые проходили в определенные методические дни, например для учителей иностранных языков по вторникам. Заведовала методическим кабинетом и вела работу с барнаульскими учителями иностранных языков Людмила Владимировна Светова (директор КИУУ в 1984-1991). Это была отлично организованная методическая школа не только для начинающего учителя, но и для любого профессионала. После методического дня, проведенного в методкабинете, появлялось чувство профессионального подъема и уверенности в том, что ты многое умеешь. К сожалению, в 1974 году школа №18 была расформирована. Учителям была предложена нагрузка в школах №70 или №105. Некоторые получили нагрузку в двух школах. Мне повезло, говорю об этом без иронии, т.к. я получила возможность познакомиться с опытом работы учителей иностранных языков обеих школ. Но, если честно, работать было трудно. И главная трудность заключалась в том, что редко выпадали счастливые дни, когда получалось проводить уроки в кабинете иностранного языка, а поэтому практически всю наглядность приходилось делать самой и целый день бегать с ней по школе. Были случаи, когда уроки проходили и в актовом зале, учительской.

Этот период закончился благодаря важному (как я сейчас думаю) телефонному звонку. Звонила Г.К. Кобяшева, которая предложила мне перейти на работу в КИУУ, а для начала пригласила меня на собеседование с директором института М.Ф. Береговой. Все сомнения - менять школу на институт или не менять - сразу улетучились.
2 октября 1975 года был для меня первым и очень памятным рабочим днем в институте. Днем, полным растерянности, волнения и вопросов: «Что делать? Как делать? Кто поможет разобраться в специфике работы?».

Коллектив института к концу 1975 года был не очень большой. Но поражало, насколько бережно «старички» встречали и относились к «новичкам». В этот период институт пополнился значительным количеством новых сотрудников. В институт пришли работать:
• Лидия Ивановна Андрианова (методист кабинета начального обучения);
• Людмила Петровна Береговая (заведующая кабинетом иностранных языков);
• Лидия Алексеевна Деренчук (методист кабинета истории);
• Светлана Борисовна Иванищева (заведующая кабинетом воспитательной работы);
• Людмила Прокопьевна Зайцева (методист кабинета дошкольного воспитания);
• Нина Васильевна Козлова (методист кабинета иностранных языков);
• Лидия Викторовна Мызникова (методист кабинета начального обучения);
• Раиса Александровна Сабирова (методист кабинета национальных школ).

С благодарностью вспоминаю поддержку со стороны опытных сотрудников. «Старички»:
• Галина Николаевна Казанцева (заведующая кабинетом географии);
• Лариса Ивановна Шестакова, Маргарита Семеновна Ярославцева (методисты кабинета химии);
• Тамара Герасимовна Пантелеева (методист кабинета математики).
Они могли достаточно доходчиво объяснить, как правильно составить план проведения семинара, курсов, оформить вызов на курсы, пообщаться с лекторским составом (т.е. пригласить преподавателей, чаще всего из БГПИ, принять участие в проведении занятий на курсах), составить и оформить расписание.

Неоценимую помощь в подготовке к проведению занятий на курсах, подготовке итоговых заданий для слушателей, проведении контроля, составлении итоговой справки о состоянии преподавания и качестве знаний по предмету за учебный год, правильной формулировке тем консультаций можно было получить от:
• Валентины Кузьминичны Шалыгиной (заведующей кабинетом математики);
• Валентины Ивановны Графонкиной (заведующей кабинетом русского языка);
• Марии Исаковны Максимовой (методиста кабинета русского языка);
• Нины Михайловны Симоновой (заведующей кабинетом начального обучения);
• Лидии Михайловны Михайловой (заведующей кабинетом дошкольного воспитания);
• Анны Прохоровны Хворовой, Марии Ивановны Вознесенской (методистов кабинета школ-интернатов (общественного воспитания)).

А ответить на вопросы: Что такое передовой педагогический опыт? Как начинать работу по его изучению, оформлению и подготовке материалов для представления в павильоне «Народное образование» на ВДНХ? Обстоятельные консультации по этим вопросам можно было получить, в первую очередь, у Ксении Прокопьевны Поповой. Эта всегда спокойная, знающая свое дело специалист могла консультировать тебя в любое время и сколько угодно. Она не только объясняла, но и на деле показывала, как это можно сделать лучше, демонстрируя разные образцы оформления материалов.

Ну, а настоящим «справочным бюро» для нас всех на долгие годы был самый замечательный, полный юмора и доброты к окружающим, настоящий кладезь знаний в любой области педагогической и методической практики – Георгий Николаевич Недорослев (заведующий кабинетом ТСО).

Общее методическое руководство и профессиональную поддержку методистов (и начинающих, и стажистов) института осуществляла Маргарита Георгиевна Чайковская, которая была в то время завучем в нашем институте. До сих пор с ужасом вспоминаю первые курсы, которые провели мы с Людмилой Петровной Береговой, и как Маргарита Георгиевна помогала нам составить отчет. Продолжительность курсов в то время была 144 часа, а проходили они примерно с 25 мая по 25 июня. Лето, в вузах начались экзамены, и часто договоренность с преподавателями БГПИ, которые принимали участие в проведении курсов, ими же и нарушалась, т.е они могли не прийти, просили передвинуть их в расписании. Отчет по этим курсам мы смогли сдать только через месяц после их окончания. Это тоже был хороший опыт, который в последствии учитывался при проведении курсов.

И последнее, о чем хочется сказать, насколько внимательно к проблемам сотрудников института относился и относится профсоюзный комитет. И «новеньких», и «стареньких» окружали вниманием, наверное, это способствовало тому, что профсоюзная организация в институте сохранена. И даже в сложные 90-е годы 70% состава сотрудников института оставались в рядах профсоюза. Это заслуга, в первую очередь, руководителей профсоюзной организации института: Саламатовой А.М., Константинова И.М., Князева В.Ф., Казакеевой Н.И., Рыбальченко А.С.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп