Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Организация исследовательской работы учащихся через работу школьного методического объединения учите

Организация исследовательской работы учащихся через работу школьного методического объединения учите #3347

Одной из приоритетных задач современной школы, провозглашенных в концепции модернизации российского образования, является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Практика показала, что исследовательский метод обучения способствует воспитанию активности, инициативности, любознательности, познавательной самостоятельности, а также коммуникативных навыков — ораторского искусства, умения аргументировано довести до другого человека свою точку зрения, убедить собеседника в своей правоте. А также помогает учащимся подготовиться к участию в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, проявить свою индивидуальность.
Именно поэтому в план МО учителей начальных классов включена работа по организации исследовательской работы по следующим направлениям:
Работа кружков «Я – исследователь»;
Участие во всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Улитка», «Эму», «Классики», «Старт», «Слон», «Муравей».
Работа научного общества «Первоцвет»;
Научное общество «Первоцвет» в нашей школе работает с 2006 года. Первоначально в его деятельности участвовала небольшая группа инициативных педагогов. Сегодня 100% учителей включилось в его деятельность. В проектно-исследовательской деятельности важна атмосфера, которая складывается во время работы: ребята дружелюбно настроены, делятся впечатлениями, консультируются друг с другом, их объединяет сознание того, что у каждого есть свое оригинальное дело, в котором он станет особо компетентным.
Такая деятельность помогает привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Совместная работа даёт им возможность сблизиться со своими детьми. Они, вместе с детьми лепят из теста, делают фотографии, выполняют исследования, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
Ежегодно растёт число участников конкурса. В период с 2006 по 2012 год оно увеличилось в 6 раз и составило 59 конкурсантов среди учащихся 0 – 4 классов. Проанализировав данные за последние 6 лет, можно сделать вывод о неуклонном росте числа участников проектной деятельности начальной школы, что говорит о росте их познавательной активности. Причём, начиная с 2010 года, в работу по подготовке проектов активно включаются параллели 1 и 2 классов, и даже предшкольников. Разнообразны темы, интересующие школьников: окружающий мир и экология, спорт и здоровье, психология, история, математика.
Начиная с 2009 года с 1 класса, в рамках ФГОС НОО, организована работа кружка научно-познавательного цикла «Я – исследователь». Среди учащихся 1-3 классов занятия кружка посещают 122 человека, что составляет 28 % всех учеников начальной школы. Существует мнение, что получив возможность проводить исследование, ребёнок сам научится это делать. Однако, ни младший школьник, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, обучать этому в ходе исследования, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.
В ходе данного тренинга учащиеся овладеют специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:
 Видеть проблемы;
 Ставить вопросы;
 Выдвигать гипотезы;
 Давать определение понятиям;
 Классифицировать;
 Наблюдать;
 Проводить эксперименты;
 Делать умозаключения и выводы;
 Структурировать материал;
 Готовить тексты собственных докладов;
 Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Занятия кружка учителя проводят в музее, архиве, библиотеке, медиатеке, что даёт наибольший эффект: учащиеся могут опереться на документы и материалы из фондов, а занятия кружка имеют практическое значение.
Активизации деятельности учащихся также способствует их участие в дистанционных конкурсах разного уровня. За последние 3 года значительно выросли показатели и расширилась география конкурсов. Традиционные «Медвежонок» и «Кенгуру» дополнили «Классики», «Улитка», «Слон», «Старт», «Чип», «Мозаика», «Эму».
Практика показала необходимость работы школьного методического объединения по организации исследовательской работы. Это позволяет решать задачу массового внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс и является средством активизации деятельности учащихся.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп