Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики.

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4798

• Нужны ли вообще инновационные технологии учителю?
Физика, естественные науки, технология, инженерное искусство, математика – это дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Стремительная эволюция технологий ведёт к тому, что вскоре самыми востребованными на планете специалистами станут программисты, IT-специалисты, инженеры, профессионалы в области высоких технологий и т.д. Встаёт вопрос – как подготовить таких специалистов? Старые методы перестают работать, как, впрочем, и теряют актуальность занятия в стиле «Записываем: «Классная работа», на следующей строке тема: «Давление» и всё в таком роде. Подобный подход, скорее, отталкивает детей, чем прививает им любовь к точным и естественным наукам. Время требует новых учителей. «Новых» – это значит умных, современных, креативных, способных по-новому взглянуть на предмет и сформировать у детей такой же нестандартный взгляд.
Будущее – за технологиями, а будущее технологий – за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями «взорвать мозг» учеников и расширить их кругозор до бесконечности. Сегодня обучение – это не просто передача знаний от учителя к ученикам, это способ расширения сознания и изменения реальности. Такое обучение возможно на основе современных инновационных образовательных технологий деятельностного типа.
Вот уже сотни лет учителя приходят в школу для того, чтобы учить, а школьники - чтобы пообщаться. И нужно сделать так, чтобы обе деятельности - УЧЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ - объединились в единое целое и стали ведущими. В этом я вижу современную школу, именно на этой основе, думаю, будет возможно внедрять новые образовательные технологии. Однако многие учителя с завидным упорством отстаивают позицию, что общения на уроках хватает и новые технологии внедрять собственно незачем. Что же является препятствием для обучения? Конечно же традиционная система организации обучения. Учитель владеет методикой классического обучения, которая целенаправленно осваивалась в педагогическом вузе; которой подчинено всё программно- методическое обеспечение – учебники, программы, методические рекомендации, наглядные пособия и т. д. Новые педагогические технологии пока ещё слабо подкреплены методически и организационно, а также соответствующей профессиональной подготовкой педагога.
Значительные изменения, происходящие в современном обществе, требуют совершенствование системы непрерывного образования педагогических кадров. Именно педагог был и будет ключевой фигурой, практическим исполнителем реформирования образования, демонстрируя своим ученикам свое главное профессиональное качество — умение учиться. Модернизация российского образования всецело зависит от уровня профессионализма педагога, его заинтересованности и готовности участвовать в развитии инновационный деятельности образования в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО).
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4806

Создание проблемной ситуации – неотъемлемое требование

системно-деятельностного подхода к обучению.

Современные дети находятся в избыточном информационном поле – СМИ, интернет, ТВ, радио, социальные сети, компьютерные игры… На долю школьных знаний приходится крайне малая доля. Если использовать аналогию между мозгом человека и компьютером, то можно сказать, что объём памяти имеет определённые границы, и школьным знаниям порой там не находится места. Чтобы именно школьные знания заполняли память школьника, необходимо создать условия, при которых бы они имели преимущество перед другими видами и источниками информации. Такое преимущество может быть создано с помощью пробуждения повышенного интереса к изучаемому материалу. Одним из действенных способов пробуждения интереса – подчёркивание его практической значимости. Опыт работы показывает, что учебная мотивация эффективно создаётся, если начинать урок с примеров практического использования знаний, которые предстоит изучить на данном уроке. Причём, примеры эти должны быть конкретными, современными, актуальными, лично значимыми для ученика. Только через теснейшую связь с практической жизнью можно пробудить желание ученика изучить теоретический материал. Сегодня у учителя большой арсенал средств предъявления примеров из практической жизни: прямая демонстрация работы современных устройств, показ видеороликов, кинофрагментов, беседа с опорой на жизненный опыт учащихся. Главная задача учителя – привлечь внимание и озадачить: как это устроено? как это работает? почему так происходит?
Приведу несколько примеров практико-ориентированного начала урока
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4807

8 класс. Тема урока «Реостат». Учитель начинает урок с краткой беседы о просмотре нового (актуального на данный день) кинофильме, кинотеатре, упоминает о новейших технологиях, типа 3D, и кстати вспоминает анекдот по теме: «Сидят двое в кинозале. Перед сеансом в зале медленно гаснет свет. Один спрашивает другого: «А как это они делают?» Другой отвечает: «Да элементарно. У них там за стеной сидит чувак, и так ме-е- длено, ме-е-дленно тянет вилку из розетки». В классе оживлённый смех, но в то же время все озадачены – как же на самом деле? Интерес возник, внимание детей появилось. Далее учитель организует работу в группах по поиску решения и идеи устройства, обеспечивающего постепенное отключение света, в результате – самостоятельное открытие реостата.
10 класс. Тема «Электрическое поле. Электростатическая защита». Учитель начинает урок со звонка по мобильному телефону ученику данного класса. Телефон ученика издаёт сигнал, ученик отвечает на звонок учителя. Учитель по телефону предлагает ученику выйти из-за парты к демонстрационному столу и помочь провести опыт. На демонстрационном столе стоит кастрюля с крышкой, в который ученик кладёт свой телефон. Учитель вновь звонит ученику, но сигнала не слышно, «абонент временно не доступен». В чём же дело? Учитель выслушивает гипотезы учащихся, и далее предлагает проверить свои гипотезы, изучив текст учебника. Чья гипотеза подтвердилась
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4808

11 класс. Тема «Электромагнитная индукция». Урок начинается с просмотра кинофрагмента или видео: досмотр пассажиров в аэропорту, посетителей клубов, досмотр подозрительных типов полицией с помощью металлоискателей, обнаружение мин, кладов в земле… Ещё лучший вариант, если учитель располагает возможностью использовать металлоискатель прямо на уроке. Как обнаруживают металлические предметы? Каков механизм? Какие явления лежат в основе работы металлоискателя? Или другой вариант: Предварительно отключив центральный рубильник в кабинете и тем самым обесточив кабинет, учитель на уроке пытается включить лампу, но вот незадача – нет электричества! И в жизни так случается, когда отключается электроэнергия в наших квартирах. Можно ли получить электрический ток самостоятельно? И как его вообще получают? На чём основано получение тока? и т.д. Выслушиваются мнения учащихся, и дальше – вперёд – к познанию истины…
7, 9, 10 класс «Вес тела. Невесомость. Искусственные спутники Земли». Учитель начинает урок с просмотра видео: космонавты на борту орбитальной космической станции. Как объяснить странное поведение космонавтов – они как будто парят в воздухе. В чём причина? Выслушивает гипотезы учеников, ищется решение.
9 класс. Тема «Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение». Учитель начинает урок с показа кадров кинохроники Великой Отечественной войны: залпы артиллерийских орудий; затем – праздничный салют; затем – движение кальмаров и каракатиц. Наконец просит ученика надуть воздушный шарик и выпустить его из рук. Класс наблюдает хаотичное движение шарика по комнате. Что общего между увиденным? Как объяснить наблюдаемые движения?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4809

11 класс. Тема «Интерференция света». Учитель начинает урок с предложения вспомнить детство и повыдувать мыльные пузыри. Желающие выходят к демонстрационному столу и выдувают пузыри разными способами: с помощью игрушки «Пузыри», которая продаётся в магазинах; с помощью старинного способа - трубочки, сделанной из бумаги и самодельным мыльным раствором; выдувание пузыря, лежащего на столе, выдувание сложного пузыря и т.д. Можно даже устроить соревнование на лучший и больший пузырь. При этом обращает внимание на удивительную красоту пузыря, игру красок. Класс оживлён, то, что нужно учителю – внимание и интерес – случилось. Далее учитель раздаёт капроновые лоскутки и просит сложить их пополам и натянуть и пронаблюдать странную картинку – капрон стал полосатым – тёмная полоска чередуется со светлой полоской, причём картинки из полосок меняется при движении. Далее – вопросы для обсуждения - почему так красивы мыльные пузыри? почему двойной капрон полосатый? почему происходит игра красок на мыльном пузыре и изменение полосок на капроне? что общего между пузырями и двойным капроном? и т.д. Обсуждение в группах, выдвижение гипотез, и наконец … истинный ответ, который знает наука физика.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4810

Сложность такого подхода для учителя заключается в изменении методики преподавания – переход от традиционного, объяснительно-иллюстративного метода обучения (в котором практическое применение знания рассматривается в конце темы) к развивающему, построенному на проблематизации и организации самостоятельного поиска и открытий (в котором практическое применение знаний выступает в роли мотиватора в начале изучения темы). Методической литературы с готовыми разработками уроков физии в системе развивающего обучения не существует (по крайней мере, я не встречала за свой 30-летний опыт работы). Поэтому учителю приходится самостоятельно подбирать дидактический материал, который станет основой запуска урока, основой для мотивации учащихся. Сегодня на помощь учителю приходит Интернет, где можно найти всё. Найти всё необходимое для каждого урока физики самому учителю крайне тяжело, нужно иметь массу времени для поисков. Поэтому очень действенным является организация проектной деятельности учащихся. Идея проекта – создание информационного банка практического применения теоретических знаний по физике. Учащиеся находят видеофрагменты (почему видео? – потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать), приносят их учителю, комментируя их с позиций науки физики, обосновывая ценность их содержания для данного проекта. Для учителя польза – пополнение банка данных, для ученика – осмысление знаний по физике, узнавание в окружающей жизни проявление законов физики, и конечно, формирование ИКТ-компетенций, опыта проектной деятельности (от идеи до защиты перед аудиторией).
Очень эффективно можно использовать для создания мотивации видеоролики с сайта YouTube. Самодельное видео пользователей сети часто содержит очень интересный материал в плане изучения физических явлений и законов, их практического применения. Часто эти ролики помогают осознать учащимся ценность физических знаний для каждого человека в плане обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Очень интересным с этой точки зрения представляется проект «Двоечники по физике», который заключается в создании банка видеоматериалов, в которых действующие лица не знают, не учитывают или игнорируют законы физики, и попадают в нелепые или даже трагические для жизни ситуации или позволяют доверчиво себя обманывать.
Приветствуются видеоролики, сделанные самими учащимися, в которых они запечатлели практическое применение знаний по конкретной теме (например, самостоятельное открывание входных дверей в супермаркете при приближении к ним человека, особенности купания в Мёртвом море и т.д.).
.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Анна Новичихина

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4816

Спасибо за примеры использования проблемных и практик ориентированных ситуаций на уроках. Действительно у школьников к 7 классу уже, к сожалению, формируется представление, что тему урока и цель должен называть учитель. Это означает, что у обучающихся отсутствуют навыки активного целеполагания и снижена учебная мотивация. Создание осознанной учебной мотивации на уроке, пожалуй, одна из самых необходимых и сложных задач стоящих перед учителем. Как на каждом уроке привлечь внимание, как заинтересовать школьников и привлечь их к активной познавательной деятельности? Это вопросы, которые каждый учитель решает сам, как говорится «варится в собственном соку». Предлагаю продолжить обмен опытом по данной теме.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Каптелова Наталья

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4891

Анна, спасибо за мнение. Предложите, пожалуйста, свои примеры организации целеполагания.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4975

Но полностью современным урок становится только при умелом сочетании (наложении) с вышеперечисленными методиками и технологиями Информационно-коммуникационных технологий, которые неизбежно обогащают содержание образования, позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения.

При этом нельзя забывать, что урок будет хорошим только тогда, когда между педагогом и учеником существуют взаимопонимания.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Каптелова Наталья

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #4976

Совершенно с Вами согласна. Современные дети и ИКТ - сегодня они неразрывно связаны.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лаборатория инновационных образовательных технологий на уроках физики. #8441

  • Jane Bisping
  • Jane Bisping аватар
  • Не в сети
  • Fresh Boarder
  • Сообщений: 4
  • Репутация: 0
Отучилась много лет в школе дизайнеров-художников. О качестве моего обучения можете посудить сами посетив данный сайт - заказать ролик рекламный
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп