Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #7915

  • Вальбрит Людмила Карловна
  • Вальбрит Людмила Карловна аватар
Данная тема открыта по инициативе Татьяны Андреевны Мироновой, руководителя ММО Михайловского района.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #7948

Уважаемые коллеги! Многие из нас только начинают работать по ФГОС. Возникают некоторые трудности при подготовке к урокам. Как выстроить деятельность учащихся? Как спрогнозировать результаты? Какой должна быть технологическая карта урока? Надеюсь, этот форум привлечёт внимание и тех учителей, у которых есть какие-то наработки по этим вопросам. Хочется, чтобы форум дал возможность обмениваться полезными методическими материалами.
С уважением, Миронова Татьяна Андреевна.
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Андрюшин Алексей Владимирович, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #7974

Коллеги, в настоящее время прохожу курсы «Технология проектирования метапредметных образовательных результатов учащихся», организованные центром онлайн обучения "Экстерн". Пытаюсь разобраться. Предлагаю и Вам ознакомиться с материалами.

Вложенный файл:

Имя файла: tema_1.ppt
Размер файла:6,094 KB


Вложенный файл:

Имя файла: tema_2.ppt
Размер файла:4,808 KB


Вложенный файл:

Имя файла: tema_3.ppt
Размер файла:1,464 KB
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #7982

Первый файл - полная бяка: бла-бла-бла - так сказать, белый шум. Можно было бы подтвердить это формально-семантическим анализом текста, но не вижу смысла.
Ко второму подошёл уже предубеждённо. Но осёкся. Там есть что взять. Рекомендую до или после для этого Гальперина. Не в для массшкольной обработке. Ещё Щедровицкого. Впрочем, не только. Тому, кому интересна база.
Правда, это верно лишь к началу файла. Дальше снова пошла дрянь.
Третий оказался хуже первого.

Возьмём для примера правило (простите, не языковеды, но это где-то как-то и вас тоже касается) "О / Ё после шипящих".
Разбросанное по разным периодам обучения, оно рассыпано на разные части речи (которых большинство различать ДЕЯТЕЛЬНОСТНО не научены - не говоря уже о РЕФЛЕКТОРНО, хотя этому можно научить и дошкольника), на разные морфемы (хотя большинство не ПРЕДСТАВЛЯЮТ, что это такое и КАК отличить ДЕЙСТВИЯМИ одну морфему от другой).
Не более получаса по-разному попурхавшись с одной девочкой из шестого класса, к которой тоже относятся те примечания, что даны в скобках выше, мы с ней выяснили, что нужно оформить не два, как мне до неё хватало, а три действия (потом выяснилось, что это нужно всем ученикам этой школы) и ввести термин "этаж", чтобы сэкономить их мысленные усилия, направленные на определение (без)ударности (сокращение алгоритма до втрое), частей речи (до вчетырнадцатеро) и морфемы (вчетверо).
Без ударения - Е (универсум: не удаётся проверить после буквы "шипящего" - пиши Е). А под ударением [о] --> на второй этаж (графически вниз):
От глагола (удаётся превратить в глагол) - Ё. Нет --> на третий (графически вниз):
В корне - Ё, а после - О.
+ исключения (их очень мало, причём употребительно они редки, а одно так официально вообще практически запрещено).

Это к вопросу о ФГОСах и деятельностной составляющей в них.

Что в этом метапредметного? В принципе, сама направленность работы. Мы анализируем текст, чтобы трансформировать его в элементарные действия. Затем ищем/придумываем способы вбить их в мышцы языка, глаз, гортани, рук, ног или седалища - чего угодно, лишь бы не вспоминать потом, а считывать информацию тела / элементов туловища. Затем ищем/придумываем способы лишить смысла приёмы и способы их исполнения этими костно-мышечными частями. Затем вбиваем в них "информацию", то есть мышечные усилия. Занимает это не более двух-трёх подходов в день минуты по полторы за два-три дня.
Это - способ анализа и утилизации информации с обращением со своим телом как с компьютером/машиной, так сказать.
А география это или китайский язык - не так уж важно.
Но главное - это опыт трансформации обессмысленно испачканных древесных волокон в мышечную память, так сказать, деятельностный подход с учётом поэтапного формирования сложного действия / поведения.

Увы, если добавить ещё и о разных видах памяти / способах подачи/трансформации/фиксации информации / запоминания и обучения этому, рискую сегодня не закончить.
05.11.16.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #7989

Алексей Михайлович, спасибо за участие в форуме. На первый взгляд показалось, что это "нефилологический" подход (мышечная память, человек-компьютер), но мысль мне понятна. Особая благодарность за Гальперина и Щедровицкого. Мне кажется, для тех, кто давно закончил вуз, будут полезны эти книги.
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8005

Спасибо. Но мне кажется, что с публикациями Гальперина и Щедровицкого или хотя бы о них ДЕЙСТВИТЕЛЬНО срочно нужно ознакомиться не ветеранам из прошлого тысячелетия, а именно молодым. И именно потому, что именно те идеи/советы/рецепты теперь (как и действительно зна(вш/ющ)их лингвистику и филологию), слава богу, хоть и в искажённом виде, но полезно и действенно, хоть и насильственно, реализуются.
Видел и вижу. Последствия псевдообразования. Даже моих выпускников (официально не был методистом).
В моём детстве только-только начинали употреблять выражения вроде "Подлежащее - это то, о ком или о чём говорится в предложении". Но начинавшие это делать ещё понимали идиотизм этого "определения", пытались отслеживать суть, и чаще всего у них это получалось.
Ещё раз: дети, читайте не только (обязательно) Гальперина (хоть и не филолога: об этом помните, читая), но и Щербу, и Виноградова, etc. А уж Бахтина - непременно, если захотите потешить себя надеждой, что вы не из "новых русских учителей".
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #7990

Вложенный файл:

Имя файла: organ_acti...game.zip
Размер файла:2,092 KB
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #7991

Вложенный файл:

Имя файла: lekcii_po_...ogii.zip
Размер файла:4,910 KB
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8019

Татьяна Андреевна, низкий Вам поклон.
И за Щедровицкого (до сих пор жалею, что упустил толстенный двухтомник в 90-е в АКИПКРО), и за Гальперина (кстати, его "Введение в психологию" есть здесь: royallib.com/book/galperin_pyotr/vvedenie_v_psihologiyu.html), и за ссылку на сайт.
Молодёжь! Здесь вкусно кормят. И полезно.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Убрал пробел.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #7992

Уважаемые коллеги! На сайте "Просвещение" размещены ссылки на вебинары по ФГОС. Думаю, каждый найдёт для себя полезное.
old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31394
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8026

Друзья! В Интернете в свободном доступе находится замечательная книга "ФГОС. Настольная книга учителя"
shcolpetr.ucoz.ru/metod_razrab/nastolnaja_kniga.pdf (оригинал здесь)

Вложенный файл:

Имя файла: nastolnyay...elya.pdf
Размер файла:1,518 KB
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8027

Требования к уроку согласно ФГОС

Вложенный файл:

Имя файла: Требо...ку.rar
Размер файла:70 KB
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8028

Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа
см. : pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

Вложенный файл:

Имя файла:
Размер файла:19 KB
Вложения:
mir.tat
Последнее редактирование: от Татьяна Андреевна Миронова.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8029

Прошёл там по одной интересной ссылке...
pedsovet.su/publ/70-1-0-4311 (Технология продуктивного чтения)...
Не ходите туда. Не надо. Там нет текста.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8031

Алексей Михайлович, перешла по ссылке - текст есть. Попробуйте зайти с другого браузера.
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8032

Да нет, текст-то самой статьи, конечно, есть. В ней нет понимания того, что такое текст и как с ним работать. Так, аппликация. Прошу прощения.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8030

ФГОС "для чайников"
Да простят меня коллеги-филологи за такой заголовок, но...
Это "наболевшая" проблема, наверное, для всех, кто в прошлом году перешёл на новый стандарт. Да, мы слышали про ФГОС. Да, кто-то что-то где-то читал. Да, знаем о системно-деятельностном подходе. Но как это применить на практике - представляется с трудом. К стыду своему, весь прошлый год вела уроки с элементами системно-деятельностного подхода, а зачастую это были хорошие традиционные уроки (с триединой целью, расписанные по всем требованиям методики преподавания). Многие учителя и сейчас ведут традиционные уроки (не умеем по-другому). И так бы по сей день я вела бы уроки, уверенная, что так и должно быть, если бы... К нам в школу нагрянула проверка. План урока у меня был (какой - догадываетесь), презентация - тоже. Материал интересный, объёмный. В общем, на весь урок говорить - не переговорить. Тем более, тема благодатная: "Словари"(урок русского языка в 5 классе".
Итак, звонит мне завуч перед второй сменой и сообщает пренеприятное известие: на второй урок идут ко мне, должна показать системно-деятельностный подход на уроке. Чего я не поняла за весь прошлый год - всё сразу же разложилось по полочкам:
- разделить класс на группы,
- раздать словари и организовать работу в группах (представить словарь),
-работа со словарями (конкретное слово, я брала слово "правда"),
-составление брошюрки.
Вот так резко я перешла на ФГОС.
Несколько советов.
Чего делать нельзя:
1. Учителю объявлять тему и цели урока (всё делают ученики)
2. Нет триединой цели урока. Есть результаты: предметные, метапредметные, личностные.
И ещё один приём, который можно применять на каждом уроке: Знаю - Хочу узнать - Узнал.
В начале изучения темы спрашиваем, что знают учащиеся по этой теме, что хотят узнать.
В конце урока вновь спрашиваем, что хотели узнать и что узнали на уроке.
Вот такой ФГОС "для чайников". Может, кому-то пригодится.
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8038

Да. Пойдёт.
Но и помешать может. Если принять это за универсум.
Пока работаешь для отчёта перед проверяющими, это пригодится.
ФГОС, как и программы 80-90-х, пара осколков которых малой частью Свердловска и где-то как-то украинцев, насколько мне известно, ещё практикуется, уродуясь, направлены на реализацию сразу нескольких взаимосвязанных великолепных идей и технологий, уже доказавших свою эффективность и пользу, но не усвоенных в своё время преподавательской массой среднего звена (результаты, достигнутые тогда начальной школой, были поразительные).
Тем, кому не хочется чувствовать себя в нашей дисциплине "новым русским учителем", рекомендую поискать материалы Мамардашвили, Кудиной и Новлянской, Стрельцовой и Тамарченко, Гальперина и Щедровицкого, Бахтина и Барта. И очень хороши Потебня и Журавлёв. Все экземпляры "Мысли и языка" первого, продававшиеся в городе ... лет назад, я выкупил... Но теперь, ура, есть и-нет. И в и-нете он есть. Я - видел. А Журавлёв... cloud.mail.ru/public/JTyK/eSn2QE4kA .
Последнее редактирование: от Вальбрит Людмила Карловна.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8039

  • Вальбрит Людмила Карловна
  • Вальбрит Людмила Карловна аватар
Алексей Михайлович. из опасений за судьбу нашего ресурса (форума) сделала Ваше выступление несколько короче - простите.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8040

Да не проблема. Более того, прошу мне в этом помогать. Я сдерживаю себя, но обычно не получается.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8041

Например, сегодня на вебинаре увидел на сайте ФИПИ в разделе о проверочных материалах, что "своей" - это прилагательное. Обалдел и припас для своей рубрики "социально-методологический маразм". Как и разворот учебника Ладыженской для 8-го класса с материалом о дополнении.
Кстати, на АКИПКРО она по моему недосмотру оказалась в рубрике о связи дошкольного образования с начальным школьным. Если сможете посодействовать в её перемещении в наш контекст, буду признателен. Нет - тоже.
Смайл - букетик чайных роз любимого Вами цвета и оттенка.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8042

  • Вальбрит Людмила Карловна
  • Вальбрит Людмила Карловна аватар
Алексей Михайлович, мне не найти у дошкольников или у начальных классов Ваше выступление. Там очень много всего. Вы можете просто сами скопировать там, где помните, а здесь выставить.
Напишите о себе подробнее: где живете и работаете? Как долго работаете? От каких результатов своей педагогической деятельности получаете удовлетворение?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8045

Спасибо. Сейчас есть время и я пока бодр. Действительно, материал сюда подходит. Дублирую, затем продолжу.
Адреса: Бийск, Томск, Магадан, Томск, Степановка, Славгород, Акимовка, Славгород. Филфак ТГУ закончил в 1989. Год - север. 7 лет - пед. Школу закрыли 13 лет назад. Развлекался на производстве и по-учительски - приватно (не репетитором - корректором грамоты), с утверждением и-нета - в нём. Опекунские программы проснулись в прошлом году.
От многих. Зависит от контекста. Например, было (не)приятно, что "придуманное" "в 90-е" оказалось теперь официально актуальным (требуемым). Было (не)приятно, что "придуманное" "в 90-е" оказалось до сих пор актуальным (эффективным).
А если серьёзно, то - когда пациенты начинают на самом деле думать.
Чувства - другое дело. Это трудно предсказуемо и опасно. Включается профессиональная этика.

Кстати, если кого действительно интересуют проблемы преподавания, то задумайтесь, где искать на самом деле эффективные, да и эффектные методики/приёмы/способы: в инструкциях неспециалистов для принудительной массовой школы или в рекомендациях профи по подготовке к сдаче экзаменов, придуманных теми извращенцами (как печатно заявил не то министр просвещения, не то его зам в издании вариантов заданий/ответов к первому ЕГЭ, "чтобы тётя Маша с водокачки могла проконтролировать, правильно ли её отпрыску чего-то там поставили, - в смысле грамотности," - цитата по смыслу).
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8046

Кто не слышал формулировку: "Окончание - это изменяемая часть слова"?
Я предлагаю публиковать подобные проявления искажения восприятия понятий, предположения о причинах их возникновения и предложения по способам исправления самих искажений.

Так, например, ясно, что невозможно определить ни части речи, ни члены предложения без грамматических вопросов. А кто, как и когда этому обучает? Проверено: это доступно дошкольнику. Хоть с игровыми приёмами, хоть без.
Так, например, ясно, что обучать "окончанию" приходится ещё до знакомства с понятиями рода, числа, падежа, лица. Когда и как дезавуировать возникновение ситуации, подобной следующей?
- Окончание - это изменяемая часть слова. Суффикс - это изменяемая часть слова.
- А в чём разница?
- Ни в чём.

У вас не стараются выделить приставку, корень, суффикс и окончание буквально в каждом слове, затрудняясь лишь в тех случаях, когда в слове меньше или больше четырёх букв?
Не пытаются запомнить и не спрашивают: "А такие приставка, корень, суффикс, окончание бывают"?
Не пытаются "запоминать и писать буквы, а не морфемы"?
Не возникают проблемы с морфемным анализом, практически мгновенного выполнения которого требует орфография?
Их в принципе не должно быть, если морфемика - да что морфемика - второй/третий базовый принцип грамоты усвоен изначально (1 = 1).

Этим страдают не классы, не школы, не малые населённые пункты - страна. Посмотрите по основным сайтам с вопросами/заданиями/ответами по "русский язык в школе".
Клиенты пытаются выяснить, как отличить однокоренные слова от разных форм слова, как найти морфемы, какую букву писать "в слове", а не в морфеме, не видя разницы между ними.
- Окончание - это изменяемая часть слова (после корня).
- Суффикс - это изменяемая часть слова (после корня).
- Приставка - это изменяемая часть слова (перед корнем).
"Изменяемая" - я добавил.
Окончание = суффикс = приставка. С учётом чередований и прочих несообразностей = корень.
Причём корень приучены выделять сразу. А что и как нужно сделать для выделения окончания... Хотя грамота требует противоположного: "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка"...
Но требуется найти. Оценивается результат. Что угодно наугад. И результат мы видим.
А может, так?

Отключи мозги. Выучи в обессмысленную скороговорку: "Окончание: род, число, падеж, лицо - окончание".
Глядя в запись, изо всех сил стараясь не понимать, но с гипертрофированной артикуляцией, очень строго отслеживая произношение.
Пара подходов пару дней - и язык сам рефлекторно дёргается, командуя, что нужно делать.
Приставка/суффикс - это то, что изменилось при объяснении, почему так слово названо.
На каком бы уровне вы ни работали. Звуки - значит, звуки. Буквы - значит, буквы.
Не удалось объяснить - это корень.
Необъяснимая по происхождению, непонятная часть слова, хотя и со значением, то есть не однокоренным.

Есть одноприставочные, однокоренные, односуффиксные и одноокончательные.
И одинаковое должно быть одинаковым (1 = 1).
Значит, одинаковое проверяй одинаковым (1 = 1).
По базовому принципу гласных и согласных. Кому удобно - и полугласных.
Предлоги/приставки - предлогами/приставками, корни - корнями, суффиксы - суффиксами, окончания - окончаниями (а зачем ещё нам части речи и склонения?).
А исключения из этого и есть так называемые правила. Количество которых можно сократить.
1 = 1 вообще универсальный принцип. Важный для любого уровня, для любого материала, учебной дисциплины, в общении. Без него другие теряют эффективность.

Возможные пути исправления ситуации.

1. Утверждение закона 1 = 1 (одинаковое должно быть одинаковым).
Примечание: этому закону противостоит другой, но частный: одинаковое не должно быть одинаковым. Но он используется только в стилистике и в художественной речи. К нему можно приступать только на фоне закона 1 = 1.

Одинаковые буквы должны быть одинаковыми, одинаковые морфемы должны быть одинаковыми, одинаковые словоформы должны быть одинаковыми, одинаковые слова должны быть одинаковыми, одинаковые запятые... Ну, et cetera.

И будет вам счастье. Да и детям тоже.
Вы будете затрачивать неимоверно меньше времени на проверку тетрадей. Не поверите, но читая руками, я просто слегка замедленно перелистываю книгу. Когда работаю, а не для удовольствия. Но для удовольствия обычно я руками и не читаю. Как и тетрадь с легко узнаваемыми буквами.
В освободившееся время все будут радоваться жизни.

2. Перестать врать.

Если не сформированы действия, то не сформированы и понятия. Ибо "дас ист" (это есть), кажется, "эндлих", то есть одно и то же.

Если вы знаете, что "окончание - это форма слова, а форма слова - это наличие/отсутствие рода, числа, падежа, лица, то есть род, число, падеж, лицо или их отсутствие" (бред правильный) или что "окончание: род, число, падеж, лицо - окончание" (бред эффективный), то до того как хотя бы что-нибудь из этого не будет усвоено пациентом, вводить в его активный лексический запас это слово - заведомая подлость. По отношению как к себе, так и к следующему учителю. Но главное - к самому пока ещё здоровому пациенту.

Изменяемая часть слова - это морфема. Ну, так и говори: "Морфема". А то потом практически почти никто не может их, эти морфемы, перечислить. Потому что не усвоили, не понимают, не знают, почти не слышат этого слова. Несмотря на то, что оно - фундамент для морфем, то есть далеко не только орфографии. Приставок, корней, суффиксов, окончаний.
А ему, пациенту, какая разница, какой бред запоминать? Для него все эти термины суть "дас ист фантастиш". Причём чем непонятнее происхождение слова, тем быстрее и точнее формируется понятие/действия, закреплённ(о/ы)е за ним. Ибо нет сторонних ассоциаций. А то "окончание"... "Конец слова" - и ёжику понятно. А то, что окончаний может быть несколько... А то, что сколько там букв, да и есть ли они... Ну, да: переучим. "Фигушки: я - плотоядное" ("В стране не выученных уроков"). Дети быстро понимают, что их дурят. Сначала заставляют зубрить бред. Потом его заменять другим. Потому третьим. Концентрическая система образования, так сказать.
Так что вводи слово "окончание", когда на самом деле об окончании начинаешь говорить. А до этого - "морфема". Как изменяемая часть слова. При изменении чего угодно с сохранением хоть какой-то смысловой связи. Включил род - появилась база для слова "окончание". Так что года 2 для утверждения более важного понятия "морфема" - за глаза.

Впрочем, упаси кого вмешаться в методологию своей начальной школы. Это пока ещё самое сильное звено нашей школы. Это я так, просто со стороны, чтобы коллеги подумали не где/когда, а какой именно сбой у ребёнка мог произойти. И обязательно ознакомились с не только программами начальной школы, но и с её методами и приёмами. Что-то - для понимания, что-то - для перенять, что-то - для обезвредить.

Но это и площадка для совместных экспериментов (по согласию!).
Например, чтобы опробовать возвращение нормального разбора предложений на члены. Во второй половине последнего века прошлого тысячелетия "Радионяня" минут пятнадцать потратила с песнями, со стихами, с прихлопми и притопами на то, чтобы вколотить в дубовые - не чета нынешним - головы, что разбор предложений просто необходимо начинать со сказуемых. Не рассусоливая, что без сказуемого предложения нет, как нет слова без корня, как нет человека без скелета. А без подлежащего - навалом. Впрочем, даже не это главное. Главное, что медным тазом вся грамматика. И прочее.
Попробуйте - будет интересно.
И выгодно.

Кстати, как только найдёте сказуемое, сразу задавайте вопрос "кто/что". Потом напрочь о нём забывайте и запрещайте его себе. Чтобы рефлекторно отличать, "что как подчёркивать", то есть подлежащее от дополнения.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8048

Скажите, вас ничто не раздражает на этой странице из учебника/программы под условным названием "Ладыженской"?
А ведь дети - люди, и они не только слушают, но и некоторые из них не только видят или слышат, но и делают выводы из, не дай бог, сравнения.
Следующие вопросы я не придумал - слышал. И даже пытался более-менее честно и вразумительно на них отвечать.
Что значит "второстепенный член"?
Что значит "предмет"?
Что значит "сказуемое"?
"Что значит "член предложения"?
Что значит "косвенные падежи"?
Какой в этом смысл и зачем это нужно?

Но вот вопросы мои.
1. Почему во многих школах часть окончания вроде артикля - наши предлоги не включают в состав словоформы, то есть не подчёркивают, несмотря на то, что это грубо ломает детское восприятие членов предложения и ведёт к объединению/смешиванию ими частей речи с членами предложения?
Не потому ли, что некоторые педагоги неправильно восприняли смысл выражения, что служебные части речи не являются членами предложения? "Не являются, а входят в состав предложения или членов предложения. Как можно изъять из предложения хотя бы кусочек буквы?..

Кстати, "один" (но очень значительный) из результатов выбрасывания "служебных" частей речи (по сути, слов) из состава текста - неразличение их большинством пациентов (практически, хотя и не фактически, всеми): они не отличают их друг от друга, не пытаются и не могут определить их морфемный состав - да впрочем, и смыслы. А отсюда протягиваются следствия и в мышление, в логику, и в "речевые и логические" "ошибки", да и в "содержание".
Извините, но текст есть текст, то есть переплетение.

Впрочем, в присоединённом файле они включены.

Примечание: мне очень нравятся все официальные программы. Каждая своими достоинствами по сравнению с другими. Но в каждой из них много, мягко говоря, бяк, препятствующих коррекции грамоты (грамота - это способы письма, и каждый обладает своей/своими априори, только у каждого она/они разная/разные, а наша задача - их координировать).

2. Почему в примере "Лётчик занят..." "подготовкой к полёту" подчёркнуто как одно дополнение, а схема над ним убеждает, что это два разных?

3. Почему в примере "Что это был за туман..." субстантивированное прилагательное в превосходной степени подчёркнуто как два разных дополнения?

4. Почему падежные/грамматические вопросы формулируются как бытовые/одиночные (кто, что, кого, чего), когда единственным способом различения трёх их шести падежей и подлежащего от дополнения/определения являются грамматические/парные (кто/что, кого/чего, кого/что)?
Не потому ли, что в начальной школе тратят уйму усилий и времени, чтобы сознательно приучить детей сознательно так делать для различения якобы одушевлённых ("живое") существительных от якобы неодушевлённых ("неживое")? И как потом в них вколотить действительно грамматическое понятие одушевлённости? Если известно, что на уничтожение ошибочных нейронных связей необходимо минимум в три раза больше усилий и времени и ещё в три раза больше на установление новых? Это так, к слову. А по существу, то "кому и зачем то и другое нужно"?
А вот необходимость парных вопросов очевидна. От этого зависит многое: и окончания, и пунктуация, и, туда и обратно, смысл.

5. Почему написано, что "просить, умолять, приказывать, разрешать, препятствовать" - это дополнения (лично мне начхать: говорят - делаю: подчинение начальству - один из законов общества), а подчёркивают не одно из этих слов, а другое. Уверен, что если бы я в примере "Я велел..." подчеркнул слово "велел" как дополнение, то меня бы наказали. Хотя бы в полсмысла понимающие в грамматике. Потому что это, увы, сказуемое. И если бы то же сделал ученик (вдруг бы нашёлся попытавшийся понять и следовать написанному), а я бы поставил ему за это "пять" - меня бы наказали. Хотя бы минимально грамотные люди.

6. Зачем мне для формирования нового и, по сути, никому не нужного понятия (если не возникли довольно редкие индивидуальные проблемы) нужны непонятные же характеристики (их в объяснение не включили), которые я потом безо всяких объяснений и принуждения должен буду вынужден (если припечёт) ни с того, ни с сего сокращать, чтобы сформировать понятие? То есть сначала добыть не названные характеристики, потом подогнать под них картинки, потом посравнивать их, вычленить различия, абстрагировать их, вычленить общие, отбросить остальные, подогнать под оставшиеся новые, которых нет - поэтому создать/придумать их, выработать алгоритм действия, схематизировать его, опробовать алгоритм, сравнить результаты, повторить этот цикл множество раз и в результате усвоить случайно оставшееся. Ну, зачем козе баян, или Зачем мне прямые дополнения и косвенные?
Если на соседней странице следом написано: "Прямое дополнение выражается" (слово-то какое длинное - тоже на фига?) "именем существительным" ("сущ." короче и понятнее) "в винительном падеже без предлога либо" ("либо" - убил бы стилиста) "в родительном падеже без предлога" да ещё "при отрицании"... Они сами-то поняли, что написали?.. А представьте себе всю эту громозятину в момент письма на диктанте. И сразу поймёте, почему практически все практически всё это просто шлют. Увы, вместе с остальным. Хотя остального-то на самом деле неимоверно меньше.

Есть в живой легенде, в живом мифе истина. Кусочек, но есть. Причём очень важный. Иначе бы они и не жили. Впрочем, в "умерших", то есть сохранившихся до нас, - больше.
Я о мифе о врождённой грамоте.
Её, конечно, нет. Но есть неимоверно малый набор примитивных операций, неинтересных официальной школе. А интересные ей делают грамоту недостижимой.
Опыт: пока ты исполняешь неофициальные схемы, алгоритмы, (не)вербально-поведенческие действия - всё в лузу. Как только обращаешься к неповоротливым, неточным и противоречивым формулировкам из учебников - лузер.
Грамота - это поведение. А поведение - результат воспитания.
Вложения:
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8054

.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8055

Расширение и уточнение материала.
pedsovet.org/blogs/tags/view/id/2717
Кампания ФГОС обойдётся и без настоящих предметников. Но любая кампания всегда прекращается. Потребность же в настоящем предметнике безгранична.
;)
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8056

По теме "Методический/дидактический ликбез" как молодым, так и имеющим серьёзный стаж, не задумываясь предложил бы три сайта с богатыми опытом и накоплениями: для практиков без теоретических вопросов - it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (там покопайтесь - найдёте уйму интересного и полезного, что можно сразу на уроки брать и чем можно забивать "дистанционные курсы" в том же "Сетевом крае" вашей школы по всем предметам); для желающих получить более-менее серьёзные ответы на более-менее серьёзные не только теоретические вопросы и поболтать - rusforus.ru/search.php?search_id=active_topics и pedsovet.org/blogs/tags/view/id/2717 .
Отсутствие запятой после "не задумываясь" не опечатка.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8067

К № 8055.
Четыре ступени коррекции грамоты
1. Коммуникативный императив и каллиграфия.
2. Грамматические вопросы.
3. Части речи.
4. Разведение частей речи и членов предложения.
Результат - реализация базы для усвоения схем основных пунктуационных алгоритмов.
Пятая ступень - письмо морфемное. Которое не могло быть полноценным и не разрушать себя до формирования рефлексов второй и третьей ступеней. У нас ведь письмо сначала морфологическое, а уж потом морфематическое - не наоборот. А фонемное, к которому стремятся, не понимая, что фонема - понятие, то есть результат абстракции как действия, - третьим в очереди (четвёртым: первым в очереди стоит "буквально-слоговое").
22.11.16.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8057

В учебнике под условным названием "Бабайцевский" неплохо сформулировано, что такое существительное.

Существительные - это слова, которые отвечают на вопрос "кто" или "что" и обозначают предмет.
А предмет "в грамматике" - это слова, которые отвечают на вопрос "кто" или "что".

Неплохо, но не отлично.
Если логическую/речевую ошибку устранить, то получится правильное.

Существительные - это слова, которые отвечают на вопросы "кто/что", "кого/чего", "кому/чему", "кого/что", "кем/чем", "ком/чём" (изолированно / самостоятельно / по словарю).

И всякие там "обозначают" и "служат" перестают препятствовать грамоте (способам/приёмам письма = отражения смысла знаками).

И не нужны уже будут многие параграфы, часы, нервы и усилия, направленные на такое же невразумительное разведение частей речи и членов предложения и устранение иных алогизмов, сознательно, но не осознанно формируемых в предшествующие годы обучения.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8058

Никак не могу освоиться с местной навигацией: отличить, ответ на какую реплику как располагается.
Впрочем, думаю, это не смертельно.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8087

"Имя существительное - часть речи" (то есть на самом деле - слова), "которая обозначает предмет" (ага, например, "бесконечность", или "бег", или "брык") "и отвечает на вопросы" (что ближе к делу) "кто? что?" (вообще-то, "кто/что", "кого/чего", "кому/чему", "кого/что", "кем/чем", "ком/чём").
"Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду" (не лучше ли поговорить о разнице между "относятся" = "имеют" и "изменяются по"? Это важнее, актуально); "являются собственными или нарицательными" (нормальных формулировки и пояснений этого понятия до сих не было); "одушевлёнными или неодушевлёнными" (по Ладыженской = "живое и неживое". И что делать бедному студенту на контрольной, олимпиаде или экзамене?).
"Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам" (значит, есть и не изменяющиеся? Тогда зачем об этом говорить?).
Вообще-то детям за такое в сочинениях баллы снимают.
А они не только пытаются этому подражать. Самые старательные. Самые старательные и глупые пытаются по этому учиться.
Ещё раз посмотрите с начала: ноль информации в океане белого шума.
Добавьте ещё и понятийную чехарду: "В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами".
В результате мы имеем неразличение частей речи и членов предложения. И, соответственно, проблемы с пунктуацией и орфографией (их "отсутствие").
Нельзя в кучу валить мягкое и сиреневое.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8088

Почему пишущие грамотно не знают правил, а знающие правила не могут грамотно писать?
Потому что "правила" в наших учебниках описывают причины и/или язык, а не хотя бы называют действия, необходимые для правильного письма.
И если даже самые умные наши пациенты пытаются их модифицировать в алгоритмы, то поступают в соответствии с речевыми нормами, навязанными нами, тоже послушными, правильными гражданами. И их алгоритмы соответствуют громоздким речевым формулам вежливой речи для другого. Эти неповоротливые абракадабры, включающие в себя 99% ненужных / мешающих действию слов, а главное - действий, не помогают, а препятствуют получению правильного результата. Поэтому учебники - для теории и упражнений.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8089

Деятельностный подход
Нужен перевод с языка воспроизведения слов учебника на язык практических действий. Не что, как и почему БЫВАЕТ, а что и как ДЕЛАТЬ.
При этом нужно учитывать разнообразие восприятия.
Этому отвечают, например, зрительно-произносительно-моторные формулы алгоритмов. Вроде "сам ответом служить не может, от него вопросы падежей - предлог" (файл) или "окончание: род, число, падеж, лицо - окончание".
Понятие формируется, когда его проявления различны. Поэтому вредно пытаться делать это на изолированных от однородных, но отличающихся друг от друга примерах. Если окончание - предлагай разные случаи. И когда оно нулевое, и когда его нет, и когда их несколько, и когда есть "только оно". И слова с нулевым корнем. И с нулевым суффиксом. И предложения с нулевым сказуемым. И с нулевыми второстепенными членами. И с нулевыми всеми членами предложения. Конечно, из-за времени не всё на одном уроке.

Практическая направленность
Этому отвечает работа со сплошным текстом. Хотя бы и испорченным. Адаптированное формирует адаптированное, мешает приспособлению к реальности.
Материал должен быть разнообразным и непредсказуемым.

Развивающее обучение
Информация должна идти сразу на всех уровнях развития: до актуальной зоны, на её уровне и на уровне зоны ближайшего развития. Причём границы этих уровней предельно широки. И не одним одно, другим другое, третьим третье отдельно, а сразу во всех направлениях. Чтобы каждый мог из этой мешанины выбрать своё.

Такое трудно регламентировать. Правильной речью.
Но это одно из средств индивидуализации. Кроме иных и прочего.
Вложения:
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8382

Время прошло. Сказанное выше в силе. Добавилось разнообразие.
5-й класс предоставил благодатную почву. Приём и разнообразие объектов для его применения отшлифованы и распространяются на другие классы с учётом возрастной и индивидуальной специфики. Добавилась ещё одна функция, связанная с направлением, актуальным не только для ОВЗ. И варианты не исчерпаны. В перспективе - синстаксис.
При достижении уровня моментальной безошибочности роль ведущего передаётся детям. Социализация, решение индивидуальных психологических / грамматических / физиологических проблем, облегчение работы учителя.
"Прыгалки" - обычные физминутки, но не ради "чтобы было" (впрочем, это актуально и в 11 классе - выглядит только иначе), а для решения "иных" проблем.
Три не говорящих ученика уже начинают говорить: они обязаны в начале "прыгалок" назвать максимально громко и вразумительно по три слова. Оценить правильность ответов - пусть и под контролем класса / учителя - и правильно реагировать: поднять неправильного, посадить, сменить пример (оцениваются скорость, громкость, артикуляция, правильность реакции, грамматическое разнообразие примеров - у каждого в соответствии с предбазой).
"Прыгалки" - это предложение слов с требованием немедленного ответа (максимум - секунда). Предлагается всё, что угодно. Требуется, по большому счёту, тоже.
Важно БЫСТРО подавать единицы, БЫСТРО отвечать, БЫСТРО вскакивать в случае ошибки, БЫСТРО садиться при правильном ответе очередного из следующих товарищей, БЫСТРО давать ту же словоформу тем, кто только что сел, БЫСТРО повторять цикл при повторении неправильного ответа - пока не ответит рефлекторно, БЫСТРО переходить к другой словоформе, БЫСТРО менять части речи, словоформы, не ограничиваться программынм набором для данного класса,.. Усвоение грамматических действий не имеет возрастных ограничений.
Слово - вопрос. К нему. От него. Результат первого - части речи. Второго - члены предложения.
Слово - морфема ("Морфема: прситавка, корень, суффикс, окончание - морфема" - или Ваши дети мгновенно осознают значение слова "морфема"?..). Результат - орфография. ("Окончание: род, число, падеж, лицо - окончание".)
Особенно детям и взрослым нравятся и полезны омонимичные/паронимичные пары: верх - вверх, пенал - пинал, замок - замок ("А что Вы имели в виду?" -> отличная реакция и старт впечатывания осознанного отношения к знаку и этикета: "Вы" они произносят в этой ситуации БЕССОЗНАТЕЛЬНО, РЕФЛЕКТОРНО - даже трудно потом этому противодействовать, но необходимо, чтобы начали осознавать). И здесь же обостряется осознание НЕОБХОДИМОСТИ правильной артикуляции (и орфография, и пунктуация, и осознание текста - и русский, и литература).

Возможно продолжение реплики.
С уважением.
АМИ.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8383

"Быстро" = практически мгновенно. По началу максимум = 3 загнутых пальца: "раз, два, три" (в самом тяжёлом случае).

Если реципиент (дитя ли, взрослый) не успевает, нужно проговорить верную пару "вопрос - ответ" и послушать, пока не надоест (около семи циклов), её повторение, следя за ЧЁТКОСТЬЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ. В 99,99 % случаев достаточно трёх упражнений по до 10 минут в течение недели.
Особые случаи
1. Дитя, привыкшее базироваться (не гласно, а по факту) на своём реноме, как только (второе-третье занятие) чувствует, что начинает отвечать правильно, тут же прекращает условно добровольные занятия, сбегает с них. Дидакты и психологи об этом знают.
2. Логопедически-артикуляционные проблемы отнюдь не так уж индивидуальны. Пример - ... Причины - ...
Работая в этом ключе, нужно очень строго отслеживать именно это: подвижность челюсти, губ, языка, тренаж соответствующих мышц на растяжку и на силу. На мимику. Так что минимально, даже не театрально, - нужно отрабатывать это. ЗНАЯ, что ударный гласный произносится, как минимум, в 3 раза дольше = длиннее безударного, что губы при "и", "э", "а", "о", "у", "ы" ДОЛЖНЫ выглядеть, мягко говоря, по-разному. И, главное, ТРЕБОВАТЬ этого.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Грамматика.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8071

Коллеги! Центр онлайн обучения педагогов "Экстерн" и Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования приветствуют вас в качестве слушателей дистанционных курсов повышения квалификации «Проектирование контрольно – оценочных средств в программах внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных результатов обучающихся», 16 часов .
Думаю, нарушения авторских прав не будет, если я размещу здесь презентацию (ссылка на авторство сохранена). Заодно повторим теорию.

Вложенный файл:

Имя файла: tema_1-_kachestvo.pdf
Размер файла:4,404 KB
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна, Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8072

Полезный материал.
На самом деле.
И критически мыслящим, лезущим в источники.
И следящим за бухгалтерией.
Желательно быть первыми.
Чтобы увидеть и пользу, и вред.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, Вальбрит Людмила Карловна

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8103

Отчёт о работе форума
Завершает свою работу форум "Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС".

Форум должен был стать площадкой для обмена опытом учителей, которые перешли на ФГОС в прошлом учебном году.
Многие из нас только начинают работать по ФГОС. Возникают некоторые трудности при подготовке к урокам. Как выстроить деятельность учащихся? Как спрогнозировать результаты? Какой должна быть технологическая карта урока? Форум должен был привлечь внимание и тех учителей, у которых есть какие-то наработки по этим вопросам.

Цель форума:
- выявить круг конкретных проблем, затруднений учителей, работающих в 5-6 классах;
- отметить эффективные приемы, методы работы;
- иметь возможность делиться информацией с коллегами.

На форуме были рассмотрены общие вопросы преподавания русского языка и литературы. Речь шла о требованиях к современному уроку.

И сегодня мы подводим итоги работы форума. На первый взгляд, площадки обмена опытом не получилось. Опытные педагоги, несколько лет работающие по ФГОС, не приняли участие в форуме. Коллеги, начинающие работать по ФГОС, тоже не проявили активности. В чём же причины такой пассивности? Тема неактуальна? Но форум набрал 197 просмотров, что убеждает нас в обратном. Многие учителя ещё не разобрались в новых подходах, делают "первые шажки" в данном направлении. Думаем, предложенные материалы окажут помощь учителям, начинающим работать по ФГОС.

Хочется поблагодарить Иванова Алексея Михайловича, учителя русского языка и литературы из г. Славгорода. Алексей Михайлович заставил задуматься над тем, как мы преподаём. Проблемы преподавания выходят за рамки ФГОС. Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, поэтому полезной будет книга П.Гальперина "Введение в психологию". В рамках системно-деятельностного подхода подспорьем окажется сборник Г.П.Щедровицкого "Организационно-деятельностная игра". Было бы интересно обратиться к опыту работы учителей начальных классов, которые работают по ФГОС уже несколько лет. Кроме того, нелишним будет обращение к книгам А.А.Потебни, М.М.Бахтина: новое - хорошо забытое старое.

В общем, работу форума можно считать удовлетворительной. Мы рады, если кому-нибудь оказали помощь. Коллеги, мы работаем в удивительное время: у нас огромный багаж знаний, Интернет - в помощь, безмерная любовь к детям и своему предмету. Удачи всем в освоении новых стандартов.
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8104

Татьяна Андреевна, спасибо на добром слове.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8114

А может, не закрывать?
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8139

Алексей Михайлович, можно и продолжить, но у нас получился не столько форум, сколько наша с Вами переписка. Во всяком случае, надеюсь, заметки были интересны. Сейчас читаю книгу Н.Л.Мишатиной и И.П.Цыбулько "Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания". Думаю, коллегам-филологам понравится.
mir.tat
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Иванов Алексей Михайлович

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8391

Из новостей этого года.
С 5 классом повезло. Есть хорошие находки. С другими - тоже. Нет худа без добра.
Схема Н / НН упростилась.
Правая сторона сократилась на 3 шага.
От глагола?
Да.
Приставка / зависимое слово / совершенный вид?
Да.
Сколько букв в окончании, столько Н.
То есть выброшены статьи полная / краткая форма / исключения.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС #8394

Пришлось продолжить тему "Методологический маразм" .
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп