Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Форум для учителей, учащихся и их родителей

ТЕМА: Языковой портрет современного школьника

Языковой портрет современного школьника #6390

Речь современного школьника отличается лексической пестротой. С одной стороны, никуда не денешься от нас, учителей, твердящих о культуре мыслей и грамотности их оформления. Здесь же напоминание об орфоэпическом задании ЕГЭ. Поэтому в школе стараемся говорить правильно, даже поправляем допустившего ошибку. С другой, общение со сверстниками, которое происходит процентов на 90 на просторах интернета. И лексикон современного подростка пополняется интернет-сленгом - мобильным, кратким, ёмким и, как ни странно, эмоционально окрашенным. С третьей, никак не изжить местные «перлы», что уже не одно поколение передаются в наследство от отца-матери к сыну-дочери. Эти меня тревожат вот уже не один десяток лет: тудой, сюдой, мыша, до бабушки, со школы, гулять как синоним играть, евошний – и прочие словеса. Их изживаю просто калёным железом.
К интернет-сленгу отношение двойственное. СМС-сообщения требуют быстроты и краткости, поэтому в языке появились сращения, сокращения, букво-звуквенные заменители слов. Возможно, в интернете так общаться легче, не спорю. Но это оказалось чреватым для грамотности письма. Привыкая писать «спс» вместо «спасибо», ученик теряет орфографическую зоркость. Я уже не говорю про их «чё» и другие новообразования. Всё это со страниц интернета плавно перетекает в живую речь, и вот мы уже слышим «чд» вместо «что делаешь», «ку» - «привет». Получается какой-то совершенно новый язык, очень напоминающий тот, на котором говорили герои фильма «Кин-дза-дза» Георгия Данелия.
Из лексикона современного школьника:
Всм – в смысле
крч – короче
инфа сотка – 100% информация
конфа – беседа
мб – может быть
имхо – личное мнение
изи – легко
бб – прощай, до свидания
лол – смешной, удивительный
кек – злорадный смех
забей – войди в поисковую систему
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Языковой портрет современного школьника #6391

  • Вальбрит Людмила Карловна
  • Вальбрит Людмила Карловна аватар
Уважаемая Ольга Вениаминовна! Очень рада Вашему участию на форуме. Много новых для себя молодежных слвечек узнала из Вашего сообщения. Несколько лет тому назад я услышала от сына выражение "куда щемишься?", т.е стремишься, преодолевая препятствия. Надо сказать, что в моем лексиконе это выражение прижилось. Но использую его я чаще всего, адресуясь к самой же себе, либо в неформальной ситуации. Слышала недавно от одного профессора-филолога (к сожалению, не знаю его имени), выступавшего в телевизионной программе "Фигура речи" на канале ОТР, что язык молодежный, подростковый сленговый нужен, бороться с ним бессмысленно. Профессор сказал: "В русском языке много языков". Другое дело, что смешивать разные наши языки, действительно, не стоит. Когда школьник пишет сочинение, например, или устно отвечает на уроке, он должен пользоваться только литературным (нормативным) языком.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Языковой портрет современного школьника #6399

Проблема речевой культуры в обществе была и остаётся одной из самых важных и актуальных проблем. Достаточно вспомнить давнишнюю юмореску Л. Измайлова: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клевые волны свои. Ни гикнется, ни накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со своим шнобелем дочешет до середины Днепра. А если и дочешет, так гикнется и копыта отбросит».
Вряд ли тот, кто не знаком с оригиналом, враз поймёт, о чём ведётся речь.
Согласна с уважаемой Ольгой Вениаминовной, что речевые традиции, как и прочие, складываются веками: здесь и местные наречия, и интернет-, и смс- общение и многое другое.
Я и раньше всегда прислушивалась к выражениям и оборотам в повседневной речи учащихся, но с появлением новой темы на форуме решила специально обратиться к ним с просьбой поделиться знанием терминов. Что тут было! Со всех сторон была окружена и полностью обескуражена! Листочки со «словечками» несли ещё и на второй, и на третий день! Скажу честно: узнала много нового и даже интересного. Все эти слова можно, оказывается, поделить на смысловые группы. Так, например, денежные купюры различных достоинств называются по-разному (что, впрочем, логично): КОСАРЬ, ШТУКА, РУБЛЬ – 1000 руб., ПЯТИХАТКА – 500 руб., СТОЛЬНИК – 100 руб., ПОЛТОС – 50 руб. Очень много различных «названий» и у слова ТЕЛЕФОН. Это и ТОПОР, и ЛОПАТА, и ПЛАХА, и ТЭХА, и СОТИК…
Надо сказать, что далеко не все девчонки и мальчишки используют данную терминологию в своей речи. Многим кое-какие словечки даже совсем не нравятся. Но «ХАЙ» вместо «ПРИВЕТ», «ЖУЙКА» вместо «ЖВАЧКА», «ЗАЦЕНИТЬ» вместо «ОДОБРИТЬ», «НЕТ», «НОУТ», «БУК» и другие в разговоре друг с другом применяют многие. Признаюсь по секрету: однажды я и сама в частном разговоре с девятиклассником употребила слово «КОМП», за что получила нарекание от коллеги. А как вы, уважаемые участники форума, считаете, может быть и впрямь не стоило мне так говорить? Нельзя, конечно, допускать, чтобы вместо фразы «по телевизору передавали, что скоро проведут интернет во все отдалённые и малонаселённые деревни» ученик сказал: « Один чувак по ящику базарил, что в нашей дыре на каждую хату скоро НЕТ (интернет) проведут»… (Это я сформулировала благодаря тем листочкам, которые принесли ребята!)
Жаргоны и «словечки» из речи, как мне кажется, искоренить невозможно. Важно научить молодёжь разграничивать сферы и уровни общения, научить, как сказал упомянутый Людмилой Карловной профессор, «не смешивать языки». Несомненно одно: владея в совершенстве «современной молодёжной лексикой», человек обязан ещё в большей степени владеть литературным языком!
Мы в своей маленькой деревенской школе отчётливо понимаем проблему снижения культуры речи населения вообще и подростков в частности. Нашим детям практически негде услышать красивую речь: ни театра, ни музея, ни кино. В связи с этим мы организуем и проводим Конкурсы художественного чтения, Конкурсы сочинений на различные темы. Лучшие сочинения отправляем в редакцию районной газеты «Знамя Ильича».


P.S.
С большим удовольствием прочитала "Сказ о том, как купец Сухов барина благотворительности учил". Не могу не сказать СПАСИБО за чудесную сказку и Евгению, автору сего произведения, и его учителю Галине Викторовне. Прочитали вместе с учениками и решили: заслуженная победа! Победа не та, которая выражена в 100 баллах, а та, которую четвероклассник достиг, находясь в столь юном возрасте – богатейшие лексика и стилистика!
Выражаясь языком современной молодёжи, чтобы не "соскочить" с темы, - РЕСПЕКТ и УВАЖУХА!
Вложения:
Последнее редактирование: от Лабаскина Любовь Альбертовна.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна

Языковой портрет современного школьника #6400

  • Вальбрит Людмила Карловна
  • Вальбрит Людмила Карловна аватар
Хочу поблагодарить Любовь Альбертовну за такое информативное и креативное сообщение! Читала с удовольствием. Нашла новые для себя слова, обозначающие, например, ТЕЛЕФОН. Кстати, можно со школьниками провести проектную исследовательскую работу по выяснению лексических отличий речи современного подростка и его родителей, а может, поколения дедушек и бабушек. Составить сначала свой словарь, а потом дать представителям других поколений отметить новые для них слова. Можно задать несколько параметров оценивания слов из словаря подростка: "никогда не слышал", "шлышал, но никогда не использовал в своей речи". Название может быть любое, например, "Какие слова не знает моя бабушка"

Да, хочу представить Любовь Альбертовну: Лабаскина Л.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Зыряновская СОШ» Заринского района

Всех участников форума прошу по возможности представлять себя в полной мере.
Последнее редактирование: от Вальбрит Людмила Карловна.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Языковой портрет современного школьника #6405

Поддерживаю Вашу идею, Людмила Карловна! Тем более, что мы уже и так работаем над проектом о словах-паразитах в нашей речи. Теперь мы свою работу немного перенаправим в другое русло. Но проектно-исследовательская деятельность - процесс долгий, поэтому скоро не обещаем, но к февралю, если форум не закроется, возможно, поделимся своими исследованиями.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп