Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3773

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам ознакомиться с материалами презентации, которая сопровождала литературный вечер "Непросто говорить о Шукшине"

Вложенный файл:

Имя файла: .ppt
Размер файла:6,226 KB
Последнее редактирование: от Початкова Тамара Оскаровна.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Колкова Елена Геннадьевна

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3774

При изучении поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя в 9 классе ставлю проблемный вопрос,обращаясь к рассказу В.М.Шукшина «Забуксовал». Случается,удаётся заинтересовать взрослую аудиторию(парни от 18-ти до 30-ти лет вечерней школы при пенитенциарном учреждении).Ответ ищем у Гоголя и у Шукшина.
Какие авторы филологических исследований, с вашей точки зрения, заслуживают благодарность за помощь в раскрытии смыслов произведений Шукшина? Обращаюсь ,например,к таким:
1.Анализ текста 1. Р е ч е в а я с и т у а ц и я, лежащая в основе создания тек­ста, такова: совхозный механик Роман Звягин, слушая, как сын «зубрит “Русь-тройку”», «забуксовал», наткнувшись на вопрос о том, кто же скачет на тройке. rusmagdagachi.narod.ru›ychebnik10.pdf
2.Заметки о межтекстовых связях в прозе В.М.Шукшина. Автор: Конюшенко Евгений | 02.08.07. … Это один из самых «литературных» или даже «гиперлитературный» рассказ Шукшина, в котором герои очень заинтересованно обсуждают непростую историософскую и...
lik-bez.ru›articles/criticism_reviews/critica…
3.Шукшинский герой и традиции русской литературы XIX в. :Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой Левашова, Ольга Геннадьевна — 10.01.01 — Барнаул, 2003
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat www.dissercat.com/search?keys=Шукшинский 10.01.01#ixzz2tz1PdzVr
и др.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3787

  • brit
  • brit аватар
Обращаюсь к участнику форума, назвавшемуся "Степняк": спасибо за оригинальную идею выстраивания беседы от Гоголя к Шукшину. Я думала, что можно только рассказ Шукшина прочитать с помощью Гоголя, но не видела необходимости привлекать Шукшина для понимания Гоголя. В связи с этим поделитесь, пожалуйста, подробностями этого сопоставления! И хотелось бы также узнать имя и отчество этого участника. Людмила Карловна
Последнее редактирование: от brit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3776

Троян Нина Васильевна (МБОУ "Воеводская сош" Целинного района)

Творчество В.М.Шукшина никогда не оставляет моих учеников равнодушными и не только потому, что замечательный писатель - наш земляк, но и потому, что В.Шукшин сумел затронуть вопросы, волнующие каждое поколение. Ответив на эти вопросы, человек приобретает бесценный опыт. Особенно это важно тогда, когда человек стоит на пороге самостоятельной жизни. Поэтому для учащихся 9 класса возник цикл уроков, которые я назвала "Уроки Шукшина". Рассуждая о художественных особенностях рассказов "Племянник главбуха", "Лёнька", "Вянет, пропадает", ученики размышляют над проблемами выбора пути, становления характера, истинных и мнимых ценностей, любви и душевной чуткости, конформизма и равнодушия к окружающим.


Всенародно признанный талант
Я думаю, что отношение всех жителей Алтайского края к Василию Макаровичу Шукшину доброе и искреннее. Шукшину пришлось пережить смерть отца, с малых лет работать в колхозе, зарабатывать себе на жизнь.
В.М.Шукшин – народный писатель. В характере Шукшина проявлялась мудрость, он писал рассказы и снимал кино о тех людях, которых хорошо знал, которых любил, о своих земляках, сельских жителях, потому что эти люди добрей и справедливей.
Шукшин действительно много знал о жизни человека. Он никогда не поучал своих героев, страдал вместе с ними, отдавал себя им.
Герои Шукшина заставляют нас задуматься, как нужно жить. «А что было бы, если бы мы, как муравьи, несли максимум государству! Вот только вдумайтесь: никто не ворует, не пьёт, не лодырничает – каждый на своём месте кладёт свой кирпичик в это грандиозное здание», - говорит герой рассказа «Штрихи к портрету».
Шукшин сумел раскрыть душу своего народа. «Шукшин – народный философ, от макушки до корней. Когда его книжки читаешь – смешно, глядь – правду сказал, слово важное, и тут же ирония, усмешка – вроде бы как дело шутейное, пустяк, а он шелуху снимает, чтобы до истины докопаться», - точно подметил один из исследователей его творчества.
Шукшин - артист, Шукшин - режиссёр, Шукшин - писатель. Он - редкий дар природы. Всенародно признанный талант. Светлая душа. Сколько добра им посеяно!
Хвостов Иван (МБОУ «Воеводская сош»)
Последнее редактирование: от Нина Васильевна Троян.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit, Колкова Елена Геннадьевна

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3777

Троян Нина Васильевна
Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока "Племянник главбуха".
Вложения:
Последнее редактирование: от brit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit, Колкова Елена Геннадьевна

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3799

Фрагмент урока по рассказу В.М.Шукшина "Племянник главбуха" (9 класс)
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3806

  • brit
  • brit аватар
Урок Нины Васильевны Троян, исследующий рассказ "Племянник главбуха", и для меня стал уроком. Очень внятно раскрывается логика развития сюжета рассказа: и через заглавие, и через художественные детали, и через символику. Много сделано открытий, очень самостоятельный анализ рассказа. Спасибо!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3778

Троян Нина Васильевна

Работа ученицы «Проблема красоты в рассказах В.М.Шукшина»
Тема работы - многогранность и своеобразие красоты в творчестве В.М. Шукшина. Автор работы исследует истоки, содержание и значение прекрасного в жизни шукшинских героев, раскрывает различие между красотой внешней и внутренней, приводит примеры шукшинского видения красоты природы, родной земли, поступков героев, их взаимоотношений.
Вложения:
Последнее редактирование: от Нина Васильевна Троян.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Колкова Елена Геннадьевна

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3790

  • brit
  • brit аватар
Спасибо автору за внимательное, исследовательское прочтение произведений Шукшина. Хочется добавить еще информации для размышления. Вы начали с фольклора, говорите, что там все гармонично (что этично, то и эстетично) А как же быть с "Царевной-лягушкой"? Ведь, пока не преобразилась внешне лягушка в красавицу, герой полюбить ее не мог, хотя она и труженица-мастерица? И как зовут автора сочинения?
Последнее редактирование: от brit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3794

Может быть, сказка "Царевна-лягушка" и не опровергает высказанное мнение о народном представлении о гармоничности? Это можно назвать "доказательством от обратного". Главный герой - царевич (!), у него и иные представления о красоте. И герою нужно было пройти испытания, чтобы понять, в чём истинная красота человека, и стать счастливым. Героиня изначально красива внешне и внутренне,лягушечья кожа - это наказание ("три года квакушею быть"). Спасибо большое, Людмила Карловна, за пример, к которому не обратился автор работы - Троян Елена (уже выпускница школы).
Последнее редактирование: от Нина Васильевна Троян.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3780

Проблема добра и зла в рассказах В.М.Шукшина

Русский народ за свою историю отобрал,
сохранил, возвел в степень уважения
такие человеческие качества,
которые не подлежат пересмотру:
честность, трудолюбие, совестливость,
доброту...
В. М. Шукшин
Творчество В.М.Шукшина не может оставить равнодушным того, кто хоть раз прикоснулся к его чистому истоку. Разве могут не волновать нас, вступающих во взрослую жизнь, вопросы, которые поднимает писатель на страницах своих книг: как прожить жизнь? В чем её смысл? Что же такое счастье и как оно достигается? Что дает человеку честный труд?
Любимые герои Шукшина, простые деревенские люди, не сомневаются в торжестве добра и правды, даже если они сталкиваются с черствостью и грубостью, с непониманием окружающих. Унаследовав народное представление о добре и зле, эти герои живут по совести, дарят людям радость, работают для души и не думают о своем благополучии и комфорте. Они не могут примириться с несправедливостью, считают, что зло всегда является злом, как бы оно себя не оправдывало.
Герой рассказа «Охота жить» старый охотник Никитич приютил в своей избушке замерзающего человека. А когда узнает, что тот бежит из тюрьмы, не сообщает об этом начальнику милиции. Почему Никитич укрывает преступника? Старого охотника поразило красивое лицо незнакомца. Он думал, что такому молодому, красивому, сильному парню не место в тюрьме, красота должна приносить радость людям: «Сцапают - и всё, всё псу под хвост: никому от его красоты ни жарко ни холодно. Зачем же она была?». Но парень стремится на волю не для того, чтобы любить, растить детей, честно работать, он не скрывает от старика, что ему нравится «красивая», легкая жизнь. Но, самое главное, парень не верит в добро: «Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб он по морде учил бить».
Охотник не соглашается с парнем, он уверен: не было бы добрых людей, жизнь бы остановилась. Вот и сейчас он хочет помочь человеку с «таким хорошим, с таким прекрасным лицом». Никитич поверил обещанию парня, что тот начнет новую жизнь, отдаёт ему своё ружьё и показывает дорогу. Но доброта не тронула чёрствую душу молодого человека. Он убивает старого охотника, испугавшись, что старик расскажет о нём. Прежде в разговоре с Никитичем парень признался: «Охота жить». Но получается так, что жить он хочет за счет других.
Такому бездушию и эгоизму Шукшин противопоставляет доброту, любовь и самоотверженность, которые присущи многим его героям.
Скромный деревенский парень, главный герой рассказа «Ленька», рискуя своей жизнью, спасает от неминуемой гибели незнакомую девушку. На товарной станции работали двое крепких парней, но на пути большого бревна встал Ленька. Когда к нему подбежали, Ленька застеснялся, ему совсем не казалось, что его поступок был смелым.
Мечтательный Ленька приехал в город из сибирской деревни. После работы он уходил за город, в поле. «У него болела душа: он любил чистое поле, любил смотреть на горизонт, а в городе не было горизонта». Ленька мечтает вернуться в родную деревню, он вспоминает знакомый с детства запах полыни н дыма, вечернюю зарю над степью. Но больше всего он любит своих земляков: « Они хорошо поют. Они очень добрые».
В родной дом возвращается Витька, герой рассказа «Племянник главбуха». Четырнадцатилетний подросток уехал в соседнее село по решению дяди. Мать жаловалась брату, что сын не хочет учиться, хулиганит. Но на самом деле у Витьки чистая и добрая душа. Он очень любит мать и сожалеет, что между ними нет понимания, Витька не хотел походить на "сытого" врача, которого мать ставила ему в пример, не хотел он учиться на счетовода и работать в конторе своего дяди, где шумели и целыми днями сидели на одном месте. Витька мечтал стать настоящим мужчиной, сильным и крепким, заботиться о матери и заниматься тем делом, которое ему нравится: «Ездить на мельницу, перегонять косяки лошадей на дальние пастбища, в горы, спать в степи ..».
В судьбе этих героев угадывается жизнь самого Шукшина, трепетно относившегося к своему родному дому, преклонявшегося перед материнской любовью.
Сумеем ли мы сохранить в сердце такую же любовь к людям и к родной земле, веру в добро и красоту? Пусть напоминанием о нашем предназначении будут слова Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...».
Троян Елена (МБОУ "Воеводская сош")
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3781

Герой рассказов В.М. Шукшина, затронувший мою душу

Для себя жить - тлеть,
для семьи - гореть, а для народа - светить.
Пословица

В.М. Шукшин писал о своих земляках, простых людях. Он ценил в них искренность, доброту, любовь к родной земле. Мою душу глубоко затронул герой рассказа « Солнце, старик и девушка».
Мне понравился простой, душевный старик. Шукшин называет его древним. Старик и вправду был древним, как сама река Катунь, как задумчивые вершины Алтая. В его портрете мы не увидим внешней красоты. «Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях - коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки». Но Шукшин хочет показать, что настоящая красота - красота духовная. Морщины — это письмена времени. Он много пережил, много прочувствовал, он много может рассказать о мире и о людях. Старик каждый день смотрел на закат, хотя на самом деле он был слепой, но он видел сердцем. Этот дар старик получил за свою доброту, терпение и понимание.
Жизнь этого героя можно сравнить с солнцем. Так же, как солнце, которое каждое утро всходит над землёй, чтобы светить и дарить тепло и жизнь, старик каждый день работал, жил для других, делал добро. Из шестерых сыновей четырех он потерял на войне. Мы догадываемся, что много еще горестей выпало на его долю, но старик ни на кого не держал обиды, относился ко всем с пониманием, принимая людей такими, какие они есть.
Так он прожил большую, трудовую жизнь, я сейчас его дни катились к закату. И мне жаль его не только поэтому, но и потому, что с ним не разговаривали дома сын и невестка.
У них, в отличие от старика, были чёрствые и слепые души. «Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольная... Садились ужинать. Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку - старался не шуметь. Молчали». Сын и невестка не хотели видеть в старике доброту и не уважали его. Он чувствовал себя в доме лишним, поэтому приходил на берег реки, где мог находиться наедине с самим собой.
Здесь, на берегу Катуни, в закатный час встретились старик и девушка. Девушка была доброй и чуткой. Молодая художница увидела душевную красоту старика. Рисуя сухие морщинистые руки, она пыталась запечатлеть его судьбу. «Девушка знала, что не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик».
Глядя на его морщины, она понимала, что надо работать, что только труд поможет добиться в жизни чего-то важного и большого.
Старик помог девушке увидеть красоту природы. «Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далёкий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине - между рекой и горами - тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей». Старик и девушка в эти минуты молчали, но они понимали друг друга и слушали, как «лопочут у берега маленькие торопливые волны». Два вечера девушка рисовала старика, училась у него чуткому отношению к людям, любви к жизни.
Когда я прочитала, что старик не пришел на берег реки, у меня появилось плохое предчувствие. И в самом деле, дедушка умер. Мне стало очень грустно.
Но солнце встает, чтобы светить миру, и значит, жизнь продолжается. Смысл её в том, чтобы работать, помогать людям, дорожить простым человеческим счастьем. Это поняла девушка после общения со стариком. Это поняла и я. Уроки доброты и мудрости останутся в моем сердце навсегда.
Овсянникова Елена (МБОУ "Воеводская сош")
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit, Колкова Елена Геннадьевна

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3789

  • brit
  • brit аватар
Спасибо Овсяниковой Елене и Троян Елене за такие чуткие, искренние сочинения. В каком классе девушки учитатся? Людмила Карловна
Последнее редактирование: от brit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3788

  • brit
  • brit аватар
Благодарю Початкову Тамару Оскаровну за коллекцию замечательных фотографий Шукшина в ее презентации. А вот подписи к ним оставили мое любопытство неудовлетворенным: чьи стихи Вы цитировали? Где вы их прочитали? И фото где нашли? Людмила Карловна
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3792

Уважаемые коллеги!Основой для моей презентации стали следующие книги:
1. Ащегулов В.И. Он похож на свою родину.-Барнаул: Алтайское книжное издательство,1989
2. Горн В. Характеры Василия Шукшина.-Барнаул: Алтайское книжное издательство ,1981
3. Непросто говорить о Шукшине:Лирический венок поэтов России,-Барнаул: Алт.кн..изд-во, 1991.
(Смотрите в презентации

список использованной литературы)
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3800

Уважаемые участники форума! С удовольствием познакомилась со всеми опубликованными материалами. В.М.Шукшин-уникальное явление в русской литературе,чтобы понять авторскую позицию в его рассказах нужен труд души, ее особая открытость.Поэтому большое спасибо всем, кто поделился своими "откровениями по Шукшину".Основной целью уроков о Шукшине считаю необходимость пробудить эмоциональный отклик у школьников и потребность его реализовать в творческой деятельности. Предлагаю Вашему вниманию текст выступления ученицы 11 класса Басниной Е.по теме "Творчество Шукшина".

Вложенный файл:

Имя файла: 11.....doc
Размер файла:687 KB
Последнее редактирование: от Колкова Елена Геннадьевна.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3804

В 2008 году мы с учащимися-членами кружка "Юный журналист" реализовали проект "Газета "Крылья"-спецвыпуск о В.М.Шукшине. В этом выпуске мы постарались отобразить взгляды на значимость творчества Шукшина читателей разного возраста.Предлагаю Вашему вниманию результат наших усилий.

Вложенный файл:

Имя файла: 4.zip
Размер файла:1,297 KB
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3807

  • brit
  • brit аватар
Елена Геннадьевна, в вашей газете я прочитала, что вы провели конкурс сочинений о Шукшине. Не осталось ли обзора результатов того конкурса с удачными или даже неожиданными цитатами из тех сочинений 2009 года?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3812

Да,Людмила Карловна, я на протяжении нескольких лет собираю выдержки из сочинений моих учеников на тему творчества Василия Макаровича Шукшина. Вот те,которые кажутся мне наиболее интересными:
"Все герои Шукшина-с чудинкой,с изюминкой.Бронислав Пупков из рассказа "Миль пардон,мадам"воображает себя участником неудавшегося покушения на Гитлера. Он так трогательно описывает свой промах, что слезы невольно у самого наворачиваются на глаза. Кто же он, обыкновенный лгун? Любитель приписывать себе чужую славу? Я думаю, что он искренне верит себе, когда делится своей секретной историей. Он так сжился со своей фантазией, что готов ради возможности пережить "минуту славы" терпеть следующие за ней унижения и позор, упреки жены.Его жизнь озаряется в такие мгновения, наполняется смыслом и значимостью. Я только не могу понять одного. Неужели его реальная жизнь такая серая и пустая, что только фантазия заставляет его сердце биться? Или это нереализованная судьба- был рожден для великих дел, но не случилось. Даже зовут его контрастно: громкое имя Бронислав и смешная фамилия Пупков.Но для меня он не комический, а трагический герой. Рожден для великого, довольствуется обыкновенным.Если пристально вглядеться в окружающих,вдуматься в их судьбы, то окажется, что во многих есть что-то от Бронислава Пупкова".(Барсукова С.,11кл.)
"...Так ли безобидны чудики Шукшина? Вот, к примеру,Василий Егорыч Князев.На первый взгляд, он весь подчинен одной цели- приятно удивлять всех, делать им доброе. Но так ли добр герой? Уже на первой странице рассказа он делает несчастной свою жену.Постеснялся забрать свои пятьдесят рублей после "ловких слов" в магазине, а жена будет расплачиваться и за его желание покрасоваться, и за излишнюю боязнь выглядеть смешным в глазах окружающих. Приехав к брату, он испортил импортную детскую коляску, разрисовав ее в стремлении понравиться снохе.Страдает его брат, поссорившись с женой. Мне кажется, что про Князева можно сказать:"Без царя в голове", "Лезет со своим уставом в чужой монастырь".Ему больно, когда его ненавидят.Он боится продавщиц и хулиганов.Ему почти сорок лет, а он ведет себя как ребенок,который хотел помочь маме со стиркой, пока она на работе,но не справился, и вот куча испорченного белья портит маме настроение.Он не вырос из детства.У него чистая детская душа,он всех прощает и быстро забывает все обиды.Ему неуютно во взрослом мире, а миру неуютно с ним.Что хотел сказать Шукшин, знакомя читателей с Князевым?Что мир несовершенен и озлоблен?Но он всего лишь живет по своим законам. Понравилось в чудике Князеве только то, с каким жаром он защищает деревенских людей и свою деревню.Он светлый человек, но живет по велению сердца, не задумываясь об окружающих, как какой-то князь,а остальные исправляют последствия его чудачества".(Полякова К.,11кл.)
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3838

  • brit
  • brit аватар
Коллеги! Рекомендую прочитать хорошие стихи о Шукшине, сочиненные и присланные Забродиной Анной Ивановной, учителем русского языка и литературы Православной школы г. Бийска.
Анна Ивановна, а беседы с учениками о Шукшине в стенах Православной школы получаются? Очень было бы любопытно узнать о их содержании.
Людмила Карловна Вальбрит
Слово о Шукшине

Так много сказано о Шукшине,
Так много создано и спето.
Сегодня предложили слово мне,
Но как непросто сделать это.

Здесь не нужны банальные слова,
Красивость фраз едва ли здесь уместна:
О Шукшине давно прошла молва,
Что он замешан из простого теста.

Шукшин мечтал нам души разбудить
И слово подбирал всегда такое,
Чтоб не позволило о правде позабыть
И совесть не оставило в покое.

Сам жил душой, душой страдал,
Душой о малой родине писал,
Душой снимал, душой играл,
Душой ни перед кем не лгал.

Сегодня слово Шукшина меж нами.
Оно по - прежнему взывает к чести.
Его душа давно над небесами,
Но собирает всех нас вместе
Последнее редактирование: от brit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3842

Уважаемые коллеги! Спасибо за интересные материалы о Шукшине. Предлагаю свою разработку внеклассного мероприятия. Надеюсь,что данный материал будет Вам полезен. С уважением, Марина Сергеевна Резвых, учитель русского языка и литературы МБОУ "Алексеевская СОШ" Петропавловского района.
Вложения:
Марина
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit, Липина Ольга Владимировна

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3849

Хочу поделиться разработкой урока внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Мастер"

Урок внеклассного чтения по рассказу
В. М. Шукшина «Мастер»

ОУ: МБОУ «Гимназия № 2» города Бийска
Учитель: Липина Ольга Владимировна
Тема: Мастера земли русской…
Цели: знакомство учащихся с жизнью и творчеством В. М. Шукшина;
привитие умения анализировать малый эпический жанр-рассказ;
привитие чувств уважения к труду человеческому.

Ход урока:

I. Слово учителя:

Ребята, все вы, конечно, слышали это имя – Василия Макарович Шукшин. И вы, наверняка, видели фильмы с участием Шукшина, или снятые по его произведениям. Поделитесь своими впечатлениями об этом, может быть, самом русском из всех современных русских писателей, книги которого, по его собственным словам, стали «историей души» русского человека.

II. Ученик знакомит класс с основными вехами биографии писателя, его пути в литературу (задание было задано заранее):

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в деревне Низовка. Фамилия его происходит от слова «шукша», что значит «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию не исполнилось еще четырех когда отец его был арестован ОГПУ и уничтожен как кулак. Семья (а кроме Василия, была к этому времени еще младшая дочка Наташа) потеряла кормильца, и мальчику пришлось уже с шести лет работать в колхозе.
Первое знакомство с городом произошло у Шукшина в 11 лет, когда он попал в Бийск. Там, на базаре, он «окончательно решил стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет красть арбузы. А в 1942 году пришла новая беда: погибла корова Райка, кто-то проколол ей брюхо вилами.
Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытается учиться на бухгалтера, потом – автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы – анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.
В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем-такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизировали досрочно.
Подлечившись дома малинными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости (трех лет не доучился он в школе), некоторое время работает сельским учителем в школе, а затем, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, отправляется в Москву – учиться дальше.
Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен. К тому же у Шукшина не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма.
Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды послужила послужило последним толчком, который помог Василию Шукшину стать писателем-мастером коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный диалог героев.
И в августе 1958 года появился в печати его первый рассказ – «Двое на телеге».
Много трудностей и невзгод еще выпадает на долю Василия Шукшина, но главное – рождение писателя – произошло.

III. Слово учителя:

Писал Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о России.
Почтем рассказ писателя, названный им «Мастер».

IV. Чтение рассказа учащимися (2-3 человека).
V. Беседа с классом:

1. Кто главный герой? (Сёмка Рысь – непревзойденный столяр, мастер своего дела).
2. Как его называют в деревне? Почему? (Сёмка – забулдыга, он пропивает все полученные «левые» деньги, не пользуется своим мастерством, чтобы улучшить свое благосостояние. Мастерство для него не является источником процветания в жизни. Подтвердите это словами из текста:
«- У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то.
- А я не хочу, как сыр в масле. Склизко».)
3. А почему Сёмка пьет? (Сам он объясняет это тем, что выпив, он лучше думает про людей. Дума героя ищет добра и красоты, но неумело).
4. Чем талицкая церковь привлекла внимание героя? (Она показалась Сёмке необыкновенно красивой – той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время.) Найдите подтверждение словами из текста:
«Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу. По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Сёмка, что если идешь в Талицу и задумываешься, то на повороте, у косогора, вздрыхнешь, - внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую, среди тяжелой зелени тополей…»
Талицкая церквь кажется Сёмке более человечной, задушевной, чем церковь в Чебровке. Почему?
5. Рассмотрим с учащимися несколько фотографий или картин с изображением русских церквей (Перыньской, Иоанна Предтечи и Спаса Нередицы в Новгороде, Покровка на Нерли). Какая из церквей кажется вам более всего похожей на Талинскую?

VI. Слово учителя об особенностях древнерусской архитектуры. Ее символике:

Появление архитектуры как искусства на Руси связано с принятием христианства в 10 веке, и учителями русских были византийские зодчие, но полного копирования византийских образцов не было никогда: почти сразу же появились свои национально-своеобразные формы.
Наиболее древняя из известных черт христианской русской архитектуры – многоглавие храмов. Первые же храмы, построенные на Руси, были многоглавыми. И самого начала,, в отличие от присущего византийской традиции завершения храма пологим куполом, подобным краю солнца, показавшемуся над горизонтом, русские храмы венчаются небольшими, слегка вытянутыми вверх или круглый в плане постамент, который называется «шеей». Формы главы претерпевают в истории русского зодчества некоторые изменения.

В рассказе Шукшина создатель талицкой церкви нигде не назван архитектором. Он строитель, мастер, зодчий. Сёмка работает по вдохновению, как дано от Бога.

VII. Беседа с классом:

1. О чем же думал Сёмка, глядя на церковь? Зачитайте эпизод:
«Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит… Кому на радость? Давно уже истлели в земле строители ее, давно стала прахом та умная голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа.»
2. Чем вызвано решение Сёмки отреставрировать талицкую церковь? Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене? (Сёмке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. Он на момент как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им.)
3. Куда обращается за помощью Сёмке и какой получает ответ? (Он обращается сперва к церкви, затем в облисполком – но всюду получает отказ).
4. Почему? (В церкви – потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в исполкоме – потому что как оказалось, здание не представляет «исторической ценности»).
5. Что общего во взгляде на проблеме у церковников и чиновников? (Все они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точки зрения, взвешивая ее культовую или историческую ценность. И никого не волнует духовность и красота).
6. К кому еще обратился мастер? (К писателю, но он тоже не помог ему).
7. Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер? (В рассказе их двое: Сёмка и неизвестный создатель талицкой церкви).
8. Почему же слово в единственном числе? К кому оно относится? (Такое название говорит о единстве, слиянии душ Сёмки и безвестного зодчего, общности идеалов, общности их идеалов. Оно подчеркивает обращающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке).
9. Почему же Сёмка перестал ходить к талицкой церкви? (Шукшин пишет об этом так: «Обиднобыло и досадно. Какесли бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку… Все на нее показывали пальцами и кричали несуразное. А он, Сёмка, вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут некие мудрые люди отвели его в сторону и разобъяснили, что девка та – такая-то растакая, что жалеть ее нельзя, что… И Сёмка сник головой. Всё вроде понял, а в глаза поруганной красавицк взглянуть нет сил – совестно. И Сёмка, все эти дни сильно загребавший против течения, махнул рукой…»)
10. Что это за течение? (Это течение обыденной жизни, и выносит оно его.. «к ларьку»).
11. Но умерло ли в нем чувство красоты? (Нет, прежнее чувство живет в нем, только теперь он пытается спрятать его от людей).
12. Каковы взаимоотношения Сёмки с людьми, в чем причина его одиночества?

VIII. Итоги урока.

IX. Домашнее задание:

Написать одной группе учащихся сочинение по жизненным впечатлениям на тему «Мастер»; другой группе – самостоятельно прочитать рассказы Шукшина о «Чудиках», сравнить эти персонажи с героем «Мастера».
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Марина Сергеевна Резвых, brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3854

  • brit
  • brit аватар
Уважаемая Ольга Владимировна! Спасибо, что читаете с детьми такие непростые рассказы Шукшина, что выставили на форуме конспект своего урока. Но удобнее было бы просто файл добавить через "вложения". Еще просьба, связанная с шестым разделом Вашего конспекта - в конце абзаца самое интересное, но самое непонятное место. Может, слова какие-то пропустили? Проверьте, пожалуйста!
Ольга Владимировна, еще хочу усложнить Вам жизнь своей статьей о рассказе "Мастер", опубликованной в 2012 году. Я очень долго разгадывала этот таинственный рассказ, возможно, так до конца так и не разгадала. Но я нуждаюсь в заинтересованных читателях. Надеюсь, прочитаете и отзоветесь.
Людмила Карловна, модератор
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3850

Стихотворение о В.М. Шукшине написала моя бывшая ученица МБОУ "СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов "Паклина Алёна.

Шукшин
Жил парень Василий,
Родился он в Сростках,
И сыном крестьянина был.
Жить было непросто:
Отца расстреляли,
Хоть Родину очень любил.
Мария Сергеевна,
Васина мама,
С ним доброй и нежной была.
Учила, кормила,
Хоть сильно любила,
Народу служить отдала.
Пять лет пролетело
На службе в Морфлоте,
И в Сростки вернулся боец.
И снова учёба,
И снова работа.
Шукшин - режиссёр, наконец.
Снимался он в фильмах,
Писал он рассказы,
Трудился порой по ночам.
Но славы писатель
Добился не сразу:
И радость и беды встречал.
Василий скончался
На съёмках картины,
Но яркий оставил он след.
Читаем мы книги,
И смотрим мы фильмы,
Хотя и прошло много лет.
Теперь на Пикете
Отлитый он в бронзе,
Босой, перед нами сидит,
И взглядом усталым
На Сростки родные
Любуясь, он нежно глядит.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3851

Липина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Гимназия № 2" города Бийска

Предлагаю вашему вниманию разработку урока литературы по рассказу В.М. Шукшина "Далёкие зимние вечера".

Урок литературы на тему:
«Анализ рассказа В.М. Шукшина "Далекие зимние вечера".

Цели урока:
1. Проанализировать художественные особенности рассказа В. М. Шукшина “Далекие зимние вечера”.
2. Развивать навыки и умения творческого чтения, художественного пересказа, словесного рисования, выражать свои мысли в устной и письменной форме, обобщать сказанное.
3. Нравственное воспитание личности учащихся.

Оборудование: Фильм Рениты и Юрия Григорьевых по рассказам В.М. Шукшина «Праздники детства» (1981 г.); тексты рассказа В.М. Шукшина «Далёкие зимние вечера»; портрет В.М. Шукшина.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и постановка целей урока.
Сегодня мы продолжаем говорить о творчестве нашего земляка – Василия Макаровича Шукшина. Вспомните, как назывался первый сборник его рассказов? («Сельские жители» - 1963 г.). В этом сборнике первым был автобиографический рассказ «Далёкие зимние вечера», который вы прочитали дома.
III. Выявление читательского восприятия.
Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа?
Что запомнилось? На что обратили внимание? Что вас тронуло?
О чем вы хотели бы поговорить сегодня на уроке? (Подвести детей к определению целей урока).
IV. Беседа.
Какие рассказы называются автобиографичными?
Вспомните, что вы уже знаете о В.М. Шукшине? Каким было его детство?
(Детство В. М. Шукшина было нелегким, хотя во многом похожим на детство любого крестьянского мальчишки того времени. Отца он не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей. Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминал писатель, редкого сердца – доброго, любящего. … Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.
Мария Сергеевна, мать Василия Макаровича, о своей жизни вспоминала так: “Начала работать в колхозе, где потяжельше, чтобы заработать поболе, и так я всю жисть пласталась, чтобы только довести детей своих до ума. Меня за это иногда сестры осуждали. А я каждый день хотела к детям домой прийти, рассказать им что-нибудь доброе, хорошее”.).
V. Просмотр отрывка из кинофильма «Праздники детства».
Найдите в тексе рассказа «Далёкие зимние вечера» автобиографические черты.
VI. Анализ рассказа «Далёкие зимние вечера».
Кто является героем рассказа?
Опишите Ваньку и его сестру Наташу.
В какое время происходит действие рассказа?
Как война отражается на жизни далёкой сибирской деревни? Найдите в тексте детали военного времени.
Во время войны в деревне «вынужденный матриархат». Всё держится на женских плечах. Проследите это по тексту рассказа.
Опишите дом, в котором жили герои.
Чем заняты дети до прихода матери?
Холод, голод, но нет озлобленности. Каким образом В.М. Шукшин подчёркивает взаимопонимание брата и сестры, их добрый нрав? (“В избе тихо, сумрачно и пусто. И холодно”. Но нет озлобленности! “Ванька смеётся. Наташка тоже смеётся” - взаимопонимание, единство брата и сестры, их добрый нрав подчёркивает лексический повтор.).
Что меняется с приходом матери? (Жизнь наполняется движением: “Заскрипели лёгкие шаги”, “вскочил”, “сломя голову кинулся встречать”, “Наташка запуталась в фуфайке”. Жизнь наполняется звуками: “родной веселый голос наполнил всю избу”. Пустоты и холода как не бывало. С приходом матери начинается праздник. Стряпают пельмени сообща, стучат, брякают, переговариваются.).
Какие сказочные мотивы прослеживаются в рассказе в начале повествования и потом в лесу, куда Ваня с мамой направляются за дровами? (В начале повествования Таля только “настраивала” брата на сказочный лад: то о жарких странах хотела расспросить, то историю о волке в очередной раз услышать. Но у Ваньки не было настроения. С приходом матери все меняется: дети слушают историю о встрече с лисой (“Лежит на дороге, свернулась себе калачиком и хоть бы хны - не шевелится, окаянная”). Очень хочется матери отогреть души своих детей, “рассказать им что-нибудь доброе, хорошее”. А потом, стараясь расшевелить засыпающих Ваньку и Наташку, она поведает им о елочке, разукрашенной всякими шишками да игрушками, всякими зайчиками.)
Какие чувства возникают, когда читаем о берёзке?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая их? (Метафоры, эпитеты, олицетворения.).
Как вы понимаете смысл названия рассказа? (Название рассказа “Далекие зимние вечера” свидетельствует о том, что речь идет о событиях, давних по времени, далеких от сегодняшнего дня. Самые яркие воспоминания связаны с возвращением матери, с тем теплом, которое она приносила в дом. Форма множественного числа (вечера) указывает на то, что так было не раз.).
Почему в произведении описывается один день нелёгкого военного детства, а в названии – «зимние вечера»?
VII. Подведение итогов.
Что же для В.М. Шукшина и его героев является самым важным в жизни? (Среди холодной, военной зимы герои Шукшина продолжают жить, храня не только тепло домашнего очага, но и тепло души, заботясь друг о друге, помня тех, кто ушел на войну. Тепло души позволяет им дарить друг другу маленькие праздники. Так было и будет всегда.).
VIII. Рефлексия.
Помог ли наш урок лучше разобраться вам в содержании рассказа В.М.Шукшина?
Стал ли вам ближе и понятнее сам автор, его взгляды, его миропонимание?
Что вам запомнилось? Удивило? Вызвало другие сильные чувства?
IX. Домашнее задание.
Ответить письменно на вопрос: «Что считается праздником в твоей семье?»
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3858

  • brit
  • brit аватар
Уважаемая Ольга Владимировна! Вы выбираете для анализа те рассказы, которые и мне дороги. Мое дополнение к анализу этого рассказа связано с желанием проследить внутреннюю динамику образа Ваньки Колокольникова - главного героя рассказа. Как правило, учителя не замечают шукшинской самоиронии при изображении героя/героев-мальчишек в начале рассказа. Дело в том, что в условиях "матриархата" мальчишки подражают мужчинам, считая, что они и есть полноценная замена мужчинам. Вот они и соревнуются со всем женским миром, включая бабки, снежную бабу,барыню, младшую сестру и т.д. Сбрасывание маски, возвращение к естественному образу ребенка происходит в кульминационный момент появления матери. для анализа первой части рассказа предлагаю такие вопросы:
По каким правилам дети играли в бабки? Что такое «бабки». Чем биток отличается от бабки?
1. Почему Наташа – сестра героя отказалась петь песню про Хаз-Булата? Почему Ванька не хочет слушать песню сестры «Ох, сронила колечко со правой руки» и предлагает ей спеть про Хаз-Булата? Обе песни – о любви, но чем же они отличаются?
Ожидаемый ответ: песня «Ох, сронила колечко» - женская, т.к. поется от лица женщины, передает ее страдание от известия, что «мил помер». Песня «Хаз-Булат удалой» - мужская, т.к. исполняется от лица мужчины. Наташа – очень маленькая девочка, но осознает себя женщиной, во всем подражая матери. А кому подражает Ванька?
2. Цитата: «Ванька пошел трясогузкой, смешно подкидывая зад». Кого изображает Ванька в своей пляске в смешном виде (с походкой трясогузки)? (Ожидаемый ответ: барыню, т.к. пляска называется «Барыня»)
3. Чем закончились попытки Ваньки победить Мишку Басовило в игре? Переспорить и напугать сестру? Попытка тягаться в силе с матерью при доставке сосенок из леса на дрова? (Ожидаемый ответ: мужская воинственность, драчливость как подражание отцам-солдатам на войне постепенно сходит на «нет». Рядом с сестрой он реализуется как покровитель, как старший брат, желающий избавить ее от ночных страхов. Рядом с матерью – он ребенок, сам целиком и охотно отдающийся покровительству матери)
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3857

Здравствуйте! Во многих рассказах Шукшина видна близость писателя к своим героям, его «родственность» с ними, становится очевидным, что именно личность самого Шукшина есть та поэтическая, философская основа, преломляясь сквозь которую самые обыденные явления, обыкновенные характеры становятся общезначимыми.
Возьмем, например, документальный рассказ «Кляуза» и рассказ «Обида» и сделаем небольшое сопоставление лексических и интонационных пластов повествования.
«Обида» - 1. «Кляуза» - 2.
1. … до каких пор мы сами будем помогать хамству?
2. «Да, до каких пор!..» - подумал я.
1. … что такое творится с людьми?
2. Что с нами происходит?
1. И говорила, что дяди и тети «похие», потому что нехорошо говорят с их папой.
2. … У них глаза распахнулись от ужаса, что «на их папу кричат».
1. В служебном проходе ему загородил было дорогу парень-мясник.
- Чего ты волну-то поднял?
Но ему-то Сашка нашел, что сказать. И, видно, в глазах у Сашки стояло серьезное чувство — парень отшагнул в сторону.
2. «Тут было отделился от стенки какой-то мужчина и сказал:
- Э-э, куда это?
Но я нес в груди огромную силу …»
Даже физически состояние героя и писателя одинаково.
1. … Сашку затрясло.
… Сашку опять затрясло.
… Сашку затрясло, но он собрал все силы и хотел быть спокойным.
Его опять трясло. Прямо трясун какой-то!
(А один из вариантов рассказа (сборник «Характеры»)заканчивается: «Эх-х … Трясуны мы, трясуны!»).
2. Тут со мной что-то случилось: меня стало мелко всего трясти.
… И правая рука дергалась — не вся, а большой палец, у меня это бывает … Рука трясется, душа трясется …
В «Кляузе» есть абзац: « … Не знаю, что такое там со мной случилось, но я вдруг почувствовал! Что — все, конец. Какой «конец», чему «конец» - не пойму, не знаю и теперь, но предчувствие какого-то очень простого, тупого конца было отчетливое. Не смерть же, в самом деле, я почувствовал — не ее приближение, но какой-то конец …»
В неоконченной повести для театра «А поутру они проснулись …» в речи «очкарика» звучит нечто похожее: « … Когда этот лоб выставил меня из магазина, я решил, что наступило светопреставление, конец!
… я отчетливо понял. Что наступил конец света. Конец … - Гришаков мучительно поискал, как еще «обозначить конец», не нашел. - Конец, понимаете? Дальше я буду притворяться, что живу, чувствую, работаю …».
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3859

  • brit
  • brit аватар
Да, очень справедливые наблюдения. Исследователи не случайно пользуются термином "метатекст Шукшина" (метатекст в литературоведении и текстологии — это набор связанных с каким-то произведением текстов, помогающих понять текст или его роль в культуре — черновиков, прототипов, пародий, продолжений, критических статей и т. д - это справка из Википедии) Действительно, анализируя, например, рассказ Шукшина "Мастер", можно подбирать аргументы со ссылками на роман Шукшина "Я пришел дать вам волю", как это делает А.И. Куляпин в одной из своих статей. Шукшин создал устойчивый художественный мир. А это под силу только настоящему мастеру своего дела. Людмила Карловна
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #3876

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня о Шукшине написано много. Много разных мнений о нем, как о писателе, как о кинорежиссёре, как о человеке.
Люблю Шукшина, его рассказы, его фильмы. В них — правда жизни, пусть иногда резкая и грубоватая, но правда. Он любит своих героев, хотя часто к ним суров, но опять-таки справедлив.
Люблю уроки по творчеству Шукшина. Любимые герои его — сельские жители, а так как я и мои ученики тоже деревенские — нам многое понятно и интересно в его рассказах.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию цели, вопросы и задания к уроку литературы по рассказу Шукшина «Срезал».

Цели:
  • помочь учащимся войти в художественный мир произведений В. М. Шукшина;
  • показать особенность шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников;
  • ввести понятие «странный» герой в литературе.

Вопросы:
- Кого вы считаете главным героем рассказа В. Шукшина «Срезал»? Почему рассказ так назван? Каков характер Глеба Капустина? Подтвердите ответ цитатами из рассказа.
- Почему мужики ждали спора Глеба Капустина со «знатными людьми»? Как встретил гостей Константин Иванович? Как шел разговор? Действительно ли Глеб «срезал» кандидата? На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели? Правы ли были они и сам Глеб?
- Против кого направлен смех В. Шукшина? Почему? Можно ли сказать, что после чтения рассказа «Срезал» становится и смешно и грустно? Почему смешно и отчего грустно?

Задания (работа по карточкам):
Карточка I
Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию. Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?
Карточка II
Проследите развитие словесного поединка. Как ведет себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил «взмывать ввысь»?
Карточка III
Найдите в языке Глеба Капустина книжные слова и обороты, ложные термины, поговорки, присказки и сравнения. Как это характеризует героя? Что создает комический эффект?



Безусловно не все ребята одинаково любят Шукшина, не все его рассказы, но юмористические, про «чудиков» читают с интересом и на уроках работают активно, увлеченно. Мне же Шукшин близок, понятен и интересен, не только потому, что он земляк, а еще и потому, что он расшевеливает, не оставляет равнодушным, «потрясает» своим творчеством «своего» читателя. Потому что он какой-то настоящий, честный … Не к каждому из нас обращены его слова:
«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть … Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».
С этим жил, в это верил, это проповедовал Шукшин. Давайте же и мы будем друг к другу чуточку добрее и внимательнее! Спасибо.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Татьяна Андреевна Миронова, brit

Изучение жизни и творчества В.М. Шукшина #4401

  • brit
  • brit аватар

Вложенный файл:

Имя файла: ..11-...ppt
Размер файла:4,340 KB


Ольга Павловна Рассоха, учитель русского языка и литературы предлагает свою презентацию к уроку литературы в 11 классе "Слово о Шукшине"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп