Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Изучение творчества В.М. Шукшина в школе

Изучение творчества В.М. Шукшина в школе #3823

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках литературы Алтайского края
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение творчества В.М. Шукшина в школе #3829

  • brit
  • brit аватар
Коллеги, Елена Владимировна Ельцова из МБОУ "Змеиногорская СОШ" попросила меня выставить ее статью о Шукшине, что я и делаю (видимо, дело в техническом сбое).
Людмила Карловна Вальбрит - ваш модератор. К сожалению, на этой неделе не смогу быть активной. А вот 10 марта отзовусь о всех материалах.
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение творчества В.М. Шукшина в школе #3830

"Чудики" Шукшина помогают нам жить по любви
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit

Изучение творчества В.М. Шукшина в школе #3886

  • brit
  • brit аватар
Исследовательская работа по теме "

Вложенный файл:

Имя файла: .zip
Размер файла:192 KB

Символика имён героев в рассказе В.М.Шукшина «Беспалый»

Еще Ольга Ивановна Черепанова добавила свою статью

Вложенный файл:

Имя файла: ...doc
Размер файла:28 KB



Выполнила:
ученица 10 класса
МБОУ «Змеиногорская СОШ №3»
Киреева Ася Владимировна
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Змеиногорская СОШ №3»
Черепанова Ольга Ивановна
Последнее редактирование: от brit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение творчества В.М. Шукшина в школе #3937

  • brit
  • brit аватар
Горелова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Лицей№101», г. Барнаула
предложила для нашего чтения свою статью

«Шукшин в школе» (Какой отклик в сознании, в душе современных школьников оставляет творчество Шукшина?)

Горелова Татьяна Сергеевна (учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей№101», г.Барнаул)

Василий Шукшин – в искусстве явление уникальное: талантливый актер, кинорежиссер, сценарист, самобытный, одаренный писатель. Пятнадцать лет активной творческой жизни, а след в культуре и литературе заметный. По воспоминанием современников, Шукшин был похож на свои книги: «доброе лицо его дышало простотой, серьезностью и пониманием. Он как бы существовал сперва для других, а уж потом для себя». Здесь уловлено основное в духовном облике художника: доброта, любовь к людям. Рассматривая своеобразие сюжета, композиции изучаемых повестей, рассказов Шукшина, анализируя их систему образов, языковые средства, при помощи которых воссоздаются характеры героев, наблюдаешь, что творчество писателя оставляет глубокий отклик в душе современных школьников. Возьмем рассказ «Дядя Ермолай». Проблемы, обозначенные автором в данном произведении, как никогда актуальны в наше время. Сюжет произведения прост. Казалось бы, простая бытовая сценка, однако в обычных , повседневных событиях порой таится большой смысл. Дядя Ермолай, колхозный бригадир, опасаясь хищения обмолоченного зерна, посылает на ночь мальчиков Гришу и Васю караулить. В грозный вечер ребята сбились с дороги, Гриша предложил забраться в первую попавшую скирду, а утром сказать, что ночевали на току. Беспокоясь за ребят, дядя Ермолай побывал на току и там провел ночь. Утром при встрече с бригадиром мальчики солгали, сказав, что ночевали у обмолоченного зерна. Дядя Ермолай старается вынудить ребят сказать правду, а желание ребят утаить ее злит бригадира. Беззастенчивая ложь детей болезненно сказывается на самочувствии дяди Ермолая, выводит его из себя. Он ищет причину, смягчающую вину ребят, обман не дает ему покоя. Было обидно, что ни у одного не заговорила совесть. Казалось бы, на току ничего не произошло, обмолоченное зерно осталось в сохранности, но бригадир не может успокоиться, пока ребята не скажут правду. И ни мольба во взгляде Ермолая Григорьевича, ни убедительное доказательство, что их не было там, не может их заставить сказать правду. Живой, динамичный, естественный диалог выявляет психологию действующих лиц, раскрывает их характеры. Доброжелательный, заботливый трудяга дядя Ермолай, на нем лежит обязанность воспитания сыновей ушедших на фронт отцов. Ведь ему известно, что ребята провели ночь не на току, но он настойчиво добивается их признания, так как солгавший единожды может солгать еще не раз, а где нет правды, там и нет добросовестности, благородства. Дядя Ермолай не равнодушен к мальчикам, терпеливо, как педагог , добивается от них признания. Ему обидно, что у них не проснулась совесть. В диалоге намечаются и характеры мальчиков. Гриша, очевидно, не впервые солгал, ему принадлежит инициатива заночевать в первой попавшейся скирде, а утром сказать, что были на точке. Кто узнает? Вася переживает случившееся, но не может подвести товарища. При этом ему жаль дядю Ермолая, который болезненно воспринимает их обман. Эпизод из далеких лет жизни ясно ожил в памяти Василия. На деревенском кладбище, куда Василий приехал помянуть покойных родных, он увидел на одном кресте: «Емельянов Ермолай …вич». Годы стерли отчество некогда уважаемого человека, и никто не удосужился восстановить надпись. Эта деталь говорит об отношении живых к памяти ушедших. Но Василий не забыл уроков нравственности колхозного бригадира. Дума героя о нем простая: «Вечный был труженик, добрый, честный человек». И таких людей в деревне жило и трудилось немало. Финалы многих произведений Шукшина порой не дают ответа на затронутые вопросы, призывая читателя к соучастию, раздумью над сложными жизненными явлениями. Читая рассказы В.М.Шукшина современному школьнику многое нужно обдумать, понять, чтобы разобраться в психологии людей старшего поколения, для которых основополагающими являются такие нравственные категории, как трудолюбие, честность и доброта.
Последнее редактирование: от brit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Изучение творчества В.М. Шукшина в школе #3943

Уважаемые коллеги, изучение Шукшина в школе, как видно из дискуссии, все же нередко сводится к двум литературоведческим штампам относительно принадлежности самого Шукшина к определенному литературному течению ("писатель-деревенщик")и описанию универсального типа характера центрального героя Шукшина ("Чудик"). Однако, при более вдумчивом прочтении произведений Шукшина, школьники могут увидеть, что этот писатель создает сложную и динамичную типологию характеров, выходящих за рамки привычных амплуа.
Другая проблема изучения Шукшина в школе - слишком примитивная и однозначная трактовка, поиск очевидной морали, проведение резкой границы между положительными и отрицательными героями: Шукшин добрый человек, он любит людей, он сочувствует слабым и ищет справедливости. На мой взгляд, специфика творчества Шукшина, как художника, творящего на стыке реализма и постмодернизма, состоит в попытке этического и эстетического балансирования, поиска моральной опоры в пространстве зыбкого и сомневающегося мира.
Добавляю две своих студенческих статьи, которые, возможно, помогут кому-то из учителей несколько иначе подать творчество Шукшина на уроках литературы.

С уважением, Евгения Московкина, кандидат филологических наук
Вложения:
Последнее редактирование: от brit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: brit, Черепанова Ольга Ивановна
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп