Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Состояние современного русского языка: нужно ли спасать русский язык?

Состояние современного русского языка: нужно ли спасать русский язык? #3862

Состояние современного русского языка: нужно ли спасать русский язык?
Каковы же реалии сегодняшнего дня в общеобразовательных учреждениях? Что же волнует преподавателей русского языка? Конечно же, в первую очередь, как научить и научиться грамотно писать. Эта проблема наиболее актуальна для общества и, в первую очередь, учителей-словесников.
Одной из моих настольных книг, помогающих в работе, является общедоступная методика орфографии А.В. Миртова (к счастью, переизданной в 2000 году АГУ под руководством Л.Б. Парубченко). Книга А.В. Миртова не потеряла своей актуальности и может быть полезна учителям, студентам, школьникам, их родителям и всем интересующимся русским языком.
Цель орфографии, по Миртову,- умение толково выражать свои мысли, ясно и грамотно писать. Грамотное письмо - умелое членение текста на предложения, предложения на слова, слова на морфемы. Малограмотный ученик не расчленит текст.
Чтобы грамотно писать, нужно много читать. Ни для кого не секрет, что в век компьютеризации дети читают мало. А ведь не так давно в одном из интервью В.М. Шукшин говорил: «… нет в мире другого такого читающего народа, как наш. Читают повсюду - в троллейбусе, в очереди, даже на эскалаторе». С целью привития любви к чтению в течение многих лет ведем с ребятами читательские дневники, в которых есть графы « Тема произведения», «Краткая аннотация», «Отзыв» и др. Это в значительной степени помогает лучше подготовиться к ГИА и ЕГЭ.
Одним из предметных результатов по ФГОСу является обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения, что предполагает систематическую работу со словарями. К сожалению, в учебниках практически нет разделов, в которых рассказывалось бы о разновидностях словарей и их предназначении. А самое главное - их нет в наличии в таком объеме, чтобы словарь был ежедневно доступен каждому обучающемуся.
Предметные результаты изучения предметной области «Филология» по ФГОСу должны отражать совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Мне близок замечательный афоризм английского литератора Элберта Хаббарда:
«Цель обучения - научиться обходиться без учителя», т.е. разбудить интерес ученика к познанию как процессу. Сегодня это наглядно прослеживается в метапредметных результатах освоения основной общеобразовательной программы. И начинать нужно с начального звена обучения. «Положите прочный фундамент, тогда ребенку нетрудно будет в дальнейшем самому развиваться», - предупреждал А.В. Миртов. Мои многолетние педагогические наблюдения этому подтверждение.
Русский язык неиссякаемо богат. Возможности русского языка, разнообразие красок, оттенков словесных и звуковых нюансов представляются каждому русскому безграничными. Любовь к своему языку предполагает владение им, умение обращаться с ним как с другом, помощником и спасительной надеждой. Но душевная опустошенность, отсутствие человеческой воспитанности приводят и к словесной уродливости. Если человеку не хватает знаний, мысли, слов для выражения этой мысли, от ощущения беспомощности он прибегает к словам - балластам, заполняющим пустоты интеллекта. Они не несут смысловой нагрузки, но для говорящего кажутся тем спасательным кругом, который удержит его на плаву. В советские времена этим «кругом» были: «значит», «товарищи», « в общем», «да здравствует», «долой». Сейчас, в нынешнем языке, слов-паразитов не меньше: «короче», «как бы», «блин», «это», «такой» и т.д. Богат язык и выражениями враждебности, грубости, осуждения, оскорбления. Немало в нём и резких выражений крайней досады и гнева, обличённых в ругательства, сквернословия. И это метастазирует в литературу, драматургию, кино, телевидение. Человек ещё старается бороться с болезнями телесными, но часто он бессилен против заразы духовной, потому что невежествен и не просвещен духовно. Вот от этого нужно спасать русский язык. «Не надо так терять язык», - предупреждал В.М. Шукшин.

Гребельная Надежда Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ РСОШ №1, с.Родино
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Фролова Оксана Васильевна

Состояние современного русского языка: нужно ли спасать русский язык? #3899

Уважаемые коллеги!
Хотелось бы поделиться некоторыми мыслями по поводу рекомендованных к просмотру программ А.Архангельского. Без сомнения, вопросы на них поднимаются важные и нужные - и о том, что необходимо организовывать специальные языковые курсы для мигрантов из ближнего Зарубежья, заполонивших наши российские просторы,и о поддержке русского языка в Европе и Америке. А спасать язык на территории собственной Родины вроде как бы и не нужно:перефразируя Некрасова, "вынес достаточно" наш великий и могучий, "вынесет всё, что Господь ни пошлёт".
Однако всё ли вынесет? Да, языковые явления типа молодёжного сленга (или его разновидности - интернетного "олбанского")по мере взросления их носителей изживаются сами собой. А сквернословие, откровенная матерная брань, которая употребляется подростками и молодыми людьми теперь уже повсеместно и далеко не для связки слов - скорее, за отсутствием других, нормальных человеческих выражений,подходящих для данной ситуации! А прогрессирующее с каждым годом массовое неумение (и нежелание!)школьников выражать свои мысли связно, ясно и логично, с использованием многообразных лексических и грамматических средств родного языка!
И дело здесь не в том, на мой взгляд, что учителя не стремятся к повышению пресловутого качества образования или не используют какие-то внеклассные формы пропаганды русского языка - используют и повышают из последних сил, задействуют и новые технологии, и Интернет-ресурсы. Но могут ли соревноваться учителя - этот едва ли не последний островок добра, справедливости и честности - с насаждаемым государством меркантильно-потребительским образом жизни? Для такой жизни нужно только bodi(по выражению М.Задорнова) с его нескончаемыми материальными запросами, а душа не нужна - следовательно, не нужны ни богатство, ни многообразие языка. Для такой жизни как раз подойдут "крутые" и "прикольные" "Тинькоff" и "100 кредитоff"(А.И.Солженицыну с его "Торфопродуктом" такое и в страшном сне не могло присниться, наверное).
Однако я отнюдь не призываю опустить руки и ничего не делать. Нужны, конечно, и общества, и клубы любителей русской словесности, и проектные работы по сохранению чистоты родного языка хотя бы в отдельно взятом городе или посёлке (молодцы ребята и учителя, вдохновляющие их на такую работу!). Очень хочется надеяться, что и новые ФГОСы замотивируют детей в нужном направлении. Вот если бы ещё государство развернулось лицом к простым людям, к своему "электорату", поощряло бы своего, а не зарубежного производителя, заботилось о здоровом образе жизни своих граждан не только во время проведения Олимпиад, формировало у молодых представление о престижной работе, полученной не с помощью родительских денег, а путём приложения собственных умственных усилий... Тогда наверняка отпала бы необходимость в "рабском, слепом подражанье" американизмам и англицизмам, вместе с престижем страны неизмеримо вырос бы престиж русского языка - говорить на нем плохо, бедно стало бы просто немодно и невыгодно. Вот тогда и насаждать наш язык среди иностранцев бы не пришлось - они бы его сами выучили. И спасать русский язык ни ОТ ЧЕГО не надо было бы.
Ну а начать, мне кажется, надо каждому с себя - для детей мы, учителя, должны стать носителями образцовой русской речи, как устной, так и письменной.

Гончарова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Баюновоключевская СОШ"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Фролова Оксана Васильевна

Состояние современного русского языка: нужно ли спасать русский язык? #3927

Мой педагогический стаж 39 лет. И все 39 лет- в одной школе. Вопросы, поднятые для обсуждения, давно волнуют и наш педколектив. Раньше в нашей школе около 80% учащихся - дети немецкой национальности. В связи с большой эмиграцией немцев к нам в село стали приезжать семьи из разных уголков России, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Якутии и т.д. И у каждого в речи свои "сорняки". Вот тогда нам пришлось проделывать большую работу в борьбе за чистоту языка. Ежегодно принимаем участие в предметных неделях. И когда проводим неделю русского языка, учащиеся выпускают газеты, старшеклассники выступают перед малышами, показывая величие и богатство русского языка. Я много лет руковожу драматическим кружком. В его репертуаре есть инсценировки, посвященные русскому языку. Ставим классику, современные постановки. Например: "Гости из будущего", "За честь школы", "Инопланетяне на Земле".
Проводим интеллектуальные лабиринты, КВНы, интеллектуальные игры по русскому языку "Поиграем в слова", "Умники и умницы". А как интересно проходили литературные вечера, посвященные творчеству Шукшина, Рубцова, Пушкина, Лермонтова и др. Красивая, грамотная речь, тихая музыка, свечи - литературные салонывсегда приносили свои плюсы. Обидно за нашу современность - где они, идеалы для детей, кто они? Наши звезды в любом шоу не могут обойтись без брани, нецензурных слов! Никакой цензуры. А вот наше поколение училось на грамотной речи дикторов, кумирами были артисты Рыбников, Хитяева, Быстрицкая, Тихонов. Фильмы учили добру, отзывчивости.
А потом такой резкий перелом:на экранах насилие, убийства, жаргонная лексика и т.д. Жив язык - жива и нация. И чем чище наш язык - тем здоровее нация. Я считала и считаю, что русский язык должен остаться языком Пушкина, языком высокой классической литературы. И происходящие процессы будут преодолены в том случае, если на это явление обратит внимание все общество, а не только школа. Смешно и стыдно было слушать диалог девушки и Малахова в одной из его передач:
- Я как бы вышла замуж
- Как бы или вышла?
- Да, вышла! А потом как бы поступила учиться.
- Как бы или поступила?
- Да, поступила...
И т.д. И такие слова-сорняки - частое явление в речи учащихся, молодежи: ну, это, как бы,то-что и др.
Поэтому сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогощении - гарантия сохранения и развития русской культуры. Как научить ребенка уважать и любить свой язык? Все начинается с семьи: воспитание, культура речи. Вот потому такими разными приходят дети к нам в школу. И какую большую роль сыграют в его жизни учитель, его яркая, культурная речь.
ЭОР на уроках - это замечательно! но обязательно при этом - живое общение, приучать ребенка грамотно говорить, находить для него яркие примеры уважительного отношения к языку.
Учитель русского языка должен быть вооружен таким занимательным материалом по предмету, который помог бы пробудить интерес к изучению русского языка, вызвать интерес к изучению русского языка, вызвать желание совершенствоваться в изучении русского языка. Различные занимательные диалоги, шарады, кроссворды, разнообразные загадки, увлекательные рассказы о языке призваны помочь учителю в повышении интереса учащихся к изучению русского языка, развитии их мышления и творческих способностей, расширении и углублении его воспитательных возможностей, этой черезвычайно важной учебной дисциплины
С.Данилов писал:
Я ко всем наука ключ имею,
Я со всей вселенною знаком -
это потому, что я владею
Русским всеохватным языком
А Паустовский К.Г. считал:"По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности".
Вопросы развития культуры речи учащихся находятся сейчас в центре внимания учителей и предметников. Мы ищем такие экономные и эффективные средства развития речи, которые позволяют повысить уровень речевой культуры учащихся.
Например, творческие диктанты помогают одновременно развивать правописные и речевые навыки учащихся. И конечно же, преподаватель должен знать, чтоподготовка культурных, грамотных людей, хорошо владеющих русским литературным языком, - одна из важнейших задач нашей школы. в нашей школе ученики участвуют во всех конкурсах, связанных с русским языком. Девочка из 11 класса провела исследовательскую работу на тему:"Семья, традиции, язык".
Дискуссии, уроки, вечера и т.д. - все проводилось и проводиться. А что касается вопроса №3, то я считаю, что наибольшую угрозу "великому и могучему" русскому языку несет, к сожалению телевидение, интернет.
Мне кажется, особое внимание в наше время нужно обратить на воспитание патриотизма: через любовь к Родине - бережное отношение к своему языку.
Любовь к родному языку - черта нравственного облика человека. Но нужно ли себе представить ее возникновение и развитие без обучения языку, которое начинается еще с калыбели, идет не только в школе, но и в семье, на улице, в театре, на лекции?
И чем лучше мы знаем язык (именно живой язык, а не только свод его правил), тем больше мы любим его, а чем больше любим, тем глубже познаем, полнее им овладеваем.

Вложенный файл:

Имя файла: 25.rtf
Размер файла:61 KB
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Фролова Оксана Васильевна

Состояние современного русского языка: нужно ли спасать русский язык? #3953

Мне бы хотелось поделиться опытом работы с детьми.
Я, Шибкова Марина Владимировна, окончила школу, в которой сейчас работаю. Еще тогда, в юности, я отчетливо понимала, что для меня нет важнее, нужнее и интереснее дела на земле, чем «скромное по наружности, одно из величайших дел в истории» - работа учителя.
Я считаю, что «роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика», т.е. чтобы через систему мер и методов добиться у учащихся осознанного отношения к учению, сформировать у учеников потребность в интеллектуальной работе, в самостоятельной учебной деятельности, развивать у них общеучебные умения и навыки. Этой цели подчинена моя внеурочная деятельность по русскому языку для 5 – 7 классов, которая осуществляется на занятиях факультативных курсов.
Где и нашли свое увлечение творческие дети.
С ними мы стали изучать другие стороны нашего родного языка, я попыталась увлечь их таким образом, чтобы они исследовали проблему языка на местном материале. «Трогали, видели зрительно, держали в руках».
Так Ангелина Пуляева (одна из моих учениц), с удовольствием стала изучать вывески магазинов, кафе, разных афиш. Позже добрались до опечаток местной газеты. Потом она принесла материал, фотографии. Увлеклись и другие ученики. Она сама увидела ошибки употребления слов в нашей речи. А мне это и надо было!! Увлечь, донести до молодёжи о существовании проблемы.
Так она собрала материал, об этом знала и школа, и район. Проект «Роль контроля СМИ для повышения качества грамотности » я курировала в 2012 году. Ангелина стала участницей муниципального тура конкурса исследовательских работ «Будущее Алтая».
Следующим проектом, над которым стали работать мои пятиклассники, стало повторение изученных орфограмм в написании слов. Тему для работы я взяла из интернета. А вот всю «начинку» они собирали сами. Они стали приносить фантики от конфет. Так мы обозначили объект исследования! Гипотезу обозначили так: в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. «И процесс пошел!!» Отбоя не было в этом весёлом занятии. Орфограммы повторили, оформили исследовательскую работу. Выступили на конференции. И другие малыши забегали с фантиками. Пошли дальше, из фантиков изготовили закладки для учебников, сувениры для мам.
Вот такой интересной работой оказалось изучение «порчи» языка. Может кому-то пригодится в работе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Черепанова Ольга Ивановна
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп