Образовательная сеть

"Школы здоровья Алтайского края"

horizontal rule

Домой
Документы
Участники
План
Модели школ здоровья
Методическое обеспечение
Электронные ресурсы
Конкурс "Школа здоровья"
Олимпиады школьников
Семинары, конференции, курсы
Результаты
Фотоархив
Дополнительные ресурсы
Контакты
Мониторинг здоровья

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В.Ф. ЛОПУГА,

АКИПКРО, г. Барнаул

Модернизация системы образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся на протяжении всего процесса обучения. Во многом потенциал такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности, что ведет к формированию сетевой организации научно-методического и практического обеспечения здоровьесберегающей деятельности на школьном и районном уровнях.

Кроме реализации потребностей школ необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство, которое в данном случае осуществлялось сотрудниками Центра психолого-валеологического образования АКИПКРО. Вторым шагом являлось определение и выстраивание связей с межведомственными организациями (здраво­охранение, служба МЧС, психологические центры, отделы управления внутренних дел и др.).

Итак, образовательная сеть определялась как среда, в которой лю­бое образовательное учреждение или педагог мо­гут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание но­вого интеллектуального продукта и др.

В сетевой модели научно-методического сопровождения выстраивалось сетевое взаимодействие, при котором учитываются такие условия, как информационно-коммуникативная среда, создание определенной инфраструктуры, организация форм совместной деятельности. Предполагалось, что в ре­зультате этого возрастет качество образовательной деятельности в области здоровья, она становится более гибкой и децентра­лизованной. Каждый ее элемент самостоятелен и ценен чем-то своим, находится в постоянном раз­витии. Повторы, копирования при сетевой орга­низации работы обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут. Изменяется содержание дея­тельности - изменяется и взаимодействие.

Образовательная сеть на школьном и районом уровнях строится из таких элементов, как специали­зированная модель методического центра (кабине­та), экспериментальные площадки, лаборатории педагогических инноваций, педагогические мастерские, опорные школы, методические центры на базе ин­новационных образовательных учреждений, город­ские ассоциации педагогов-предметников и других. Эти элементы сети представляют собой не унифи­цированные методические учреждения или форми­рования, а модели, различающиеся спецификой со­держания в своей деятельности, не дублирующие друг друга. Причем надо заметить, что модель се­тевого взаимодействия будет постоянно реформи­роваться; она не может быть постоянной, она под­вижна и зависит это от ее целевого назначения.

В сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодей­ствие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, школы, образовательной среды.

При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, сле­довательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. Таким образом, мы можем утверждать, что ограниченные возмож­ности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для нормальной работы. Значит, сетевое взаимо­действие - это некая система связей, позволяю­щих разрабатывать, апробировать и предлагать про­фессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой об­разования и образовательной политики.

      Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использова­нию информационных, инновационных, методи­ческих, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, ко­торые субъектно-автономны и не подчинены навя­занному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу.

Сетевое взаимодействие возможно при опреде­ленных условиях: совместная деятельность участ­ников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для сетевого вза­имодействия. Механизмом сетевого взаимодей­ствия, с нашей точки зрения, может быть Координационный Совет сети, ключевыми функциями которого будут экспертная деятельность и поиск воз­можности открытия наработок участников сети не только про­фессиональному сообществу, но и всему обществу.

Сетевое взаимодействие даст эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса; добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения  и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновацион­ных разработок, а также идет процесс диалога между сетевыми школами и процесс от­ражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный ха­рактер, что связано с непрерывным обменом информа­цией и опытом, отсутствием обязательного внедре­ния. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то но­вым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге,  в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Главной причиной включения школы в деятельность сети является интерес к здоровью учащихся, кото­рый проявляется как устойчивое внимание к решениям проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. В начале всем участникам сети пришлось определять ведущую идею участия школы в сети, а также способы достижения своего интереса в рамках сете­вых возможностей. Только в результате этого начи­нает выстраиваться деятельность. Сначала строит­ся несетевая деятельность (самообразование, повышение уровня профессиональной компетент­ности на базе общеобразовательного учреждения), а потом учреждения для более полного удовлетво­рения своих потребностей выходят в сеть - более эффективное взаимодействие (совместная деятельность). Модель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятель­ность, взаимодействие - и проигрывает свои воз­можные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а созда­ются по собственной инициативе, участников, исходя из потреб­ностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

Процесс становления сети, разработка и внедрение технологий сетевого взаимодействия вклю­чает четыре основные этапа:

- информационно-аналитический,

- мотивационно-целевой,

- организационно-исполнитель­ский;

- контрольно-диагностический с выходом на конечные результаты деятельности.

В сетевом пространстве мы выделяем следующие процессы: функционирования, развития, управ­ления. Общеизвестно, что необходимость в управлении появляется тогда, когда требуется организовать вза­имодействие разных групп людей. Сущность управ­ления заключается в том, чтобы это взаимодействие было целенаправленным.

Не менее важно и решение проблемы организа­ции процесса повышения профессиональной ком­петентности сотрудников методических учреждений и педагогов общеобразовательных учреждений, ко­торый выстраивался также на принципах сетевой организации:

-   выезд специалистов по определенному направлению в методические и другие учреждения сети для  оказания методической и практической поддер­жки, проведения серии обучающих семинаров;

-   планирование и осуществление системы ста­жировок специалистов методических учреждений и педагогов общеобразовательных учреждений в рам­ках решения проблемы;

-   организация постоянно действующего мето­дического семинара по сопровождению определен­ного направления, реализующегося в рамках сете­вого взаимодействия;

-   создание и постоянное обновление, пополне­ние банка нормативно-правовых документов, инст­руктивно-методических материалов и рекоменда­ций по различным направлениям и аспектам сетевой деятельности;

- с целью научно-методической и экспертной поддержки авторов культурно-образовательных ини­циатив, которые уже находятся в сетевом взаимо­действии, и тех коллективов, которые готовятся участвовать в этой работе, осуществлялось проведение проектировочных семинаров.

В ходе подобных семинаров проводилась теоретическая подготовка его участников по во­стребованным направлениям: управление развитием школы здоровья, про­ектирование содержания образования в области здоровья, мониторинг инновационного проекта и т.д. Сам характер сетевого взаимодействия моделировался в ходе дискус­сий по материалам реализации инновационных проектов. Подобные проектиро­вочные семинары придают сетевому взаимодейст­вию общность теоретического и методологического характера, позволяют систематически развивать участников сетевого взаимодействия, тем самым повышая их профессиональную компетентность через коллективную рефлексию и обмен результа­тами не только между собой, но и с экспертами-руководителями семинара.

Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия может быть сформулирован следующим образом:

-  обновление форм и мето­дов работы с педагогическими коллективами;

-   активизация участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхо­да в сетевое пространство;

-   повышение качества работы образовательных учреждений.

Таким образом, образовательная сеть "Школы здоровья Алтайского края" в течение трех функционирования достигла следующих результатов:

  полное обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы в области обеспечения здоровья учащихся во всех уч­реждениях образовательной сети «Школы здоровья Алтайского края» в сравнении с автономной деятельностью методических учреждений и методических формирований;

  повышение эффективности использования ме­тодических и других ресурсов;

  обеспечение равных возможностей пользования методическими и дру­гими ресурсами всех субъектов образовательного процесса, научной и научно-методической деятельности, осуществляемой в рамках сетевого вза­имодействия по вопросам здоровья;

  расширение возможностей для повышения ква­лификации работников методических и общеоб­разовательных учреждений в рамках сетевого вза­имодействия в соответствии с потребностями развивающейся системы образования в области сохранения здоровья школьников;

  объединение усилий и возможностей образовательных и других учреждений сети для использования в своей деятельности совре­менных информационных технологий.

horizontal rule

Домой | Документы | Участники | План | Модели школ здоровья | Методическое обеспечение | Электронные ресурсы | Конкурс "Школа здоровья" | Олимпиады школьников | Семинары, конференции, курсы | Результаты | Фотоархив | Дополнительные ресурсы | Контакты | программы БОС | Мониторинг здоровья

 По вопросам, связанным с материалами проекта, обращайтесь по адресу lopuga@akipkro.ru
Последнее обновление: 10.03.2007.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Курс по омоложению - безоперационная подтяжка. Безоперационная подтяжка лица.