Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Инструкция по регистрации на портале АКИПКРО (файл).

Инструкция по работе в мастер-классе (файл).

Инструкция по размещению обучающимися своих работ (файл).

Мастер-класс «Технологии деятельности руководителя школьного общественного наркологического поста в образовательном учреждении»

 

Мастер-класс проводит: Гражданкина Лариса Валерьевна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО.

Мастер класс проводится с 28.05.2010-5.06.2010

Наркомания - явление преимущественно молодежное, ввиду того, что начало употребления наркотиков приходится на подростковый, а иногда и младший школьный возраст. Профилактика наркомании, воздействие на наркотизм как общественное явление наиболее эффективны через деятельность общественного наркологического поста в образовательном учреждении, когда ребенок находится в пределах компетенции руководителя и педагогов-членов общественного наркологического поста, учителей и родителей.

Среди факторов риска по формированию наркозависимости одно из важных мест занимает комплекс факторов, реализующихся в ходе посещения ребенком школы и других образовательных учреждений. Ребенок проводит в образовательном учреждении несколько часов ежедневно, там он становится членом микрогруппы сверстников, осваивает основы социального взаимодействия. Кроме того, образовательное учреждение - своего рода «первый рубеж антинаркотической обороны» - именно здесь ребенок вправе рассчитывать на помощь и защиту со стороны специалистов.

Целью антинаркотической деятельности руководителей школьного общественного наркологического поста является компетентная организация и проведение педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков.

Эффективными технологиями в деятельности школьного общественного наркологического поста в образовательном учреждении являются технологии психолого-педагогического сопровождения профилактической деятельности ОУ - тренинги, ролевые игры, групповые упражнения. Особую актуальность занимают тренинговые методы первичной профилактики наркозависимости в группах риска, цель которых - максимально нивелировать воздействие всего комплекса или отдельных факторов риска формирования наркозависимости. Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков значимо мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте именно тренинговые занятия.

Технологии ролевых игр могут быть использованы как при освоении и отработке позитивных поведенческих навыков у учащихся (выбор, принятие решения, конструктивное общение, сопротивление внешнему давлению), так и эффективных поведенческих схем в ситуациях наркотического заражения. Проигрывание вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у детей определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнить функцию внутрен­него антинаркотического барьера.

Результативность деятельности школьного общественного наркологического поста обеспечивает мониторинг. Мониторинг (с англ. Monitoring - контроль, наблюдение, отслеживание) в педагогическую науку пришло из социологии и экологии. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. В социологии мониторинг используется для определения небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнения повторных замеров с базовыми и нормативными показателями.

В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля и слежения за качеством образования. А.С. Белкин «образовательный мониторинг» раскрывает как процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. А.Н. Майоров мониторинг характеризует как систему сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесение во времени, а также последствия принимаемых решений. Иначе, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Мониторинг в деятельности школьных общественных наркопостов (наркопост) необходим, так как в данном направлении важен простой и четкий механизм отслеживания эффективности данной деятельности. Мониторинг в деятельности школьных общественных наркопостов нужен разным категориям работников сферы образования: органам управления образованием, специалистам, которые осуществляют деятельность в школьных общественных наркопостах, контроль и ресурсное обеспечение процесса профилактики наркомании в ОУ.

Центральная проблема для мониторинга деятельности школьных общественных наркологических постов обусловлена возникшим к настоящему времени противоречием между необходимостью формирования мониторинговой системы в профилактике злоупотреблений психоактивными веществами среди детей и подростков в ОУ и недостаточной разработанностью данного вопроса в ОУ Алтайского края.

Объектом мониторинга являются субъекты ОУ.

Предмет мониторинга - формирование системы диагностических процедур в деятельности наркопостов.

Цель мониторинга - изучение деятельности школьного общественного наркопоста в профилактике наркомании. Изучение необходимо не для того, чтобы сравнивать работу наркопостов ОУ, а для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации профилактики работы школьных общественных наркопостов, анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт.

Задачи мониторинга деятельности наркопоста в ОУ:

- непрерывное наблюдение за динамикой профилактической деятельности;

- предупреждение негативных тенденций в среде учащихся;

- оценка эффективности деятельности наркопостов ОУ.

В целях организации планомерной, последовательной и систематической деятельности в данном направлении предлагается этот мастер-класс.

Цель мастер-класса: представить технологии деятельности руководителя школьного общественного наркологического поста в ОУ: технологии психолого-педагогического сопровождения профилактической деятельности ОУ (тренинги, ролевые игры, групповые упражнения); мониторинг результативности деятельности школьного общественного наркопоста.

Мастер-класс посвящен вопросам эффективности деятельности наркопостов, формирования и совершенствования мотивационно-ценностно-целевых, организационно-управленческих и рефлексивно-аналитических компетенций.

Мы предлагаем для обсуждения следующие вопросы:

  • Какие технологии в деятельности Вашего школьного общественного наркологического поста наиболее эффективны?
  • Какие цели первичной профилактики наркозависимости Вами выделяяются в начальной, средней и старшей школе?
  • Какие факторы могут влиять на определение инструментария в мониторинговом исследовании результативности деятельности школьного общественного наркологического поста?

На мастер-класс представлены следующие материалы:

  • Тренинговые методы первичной профилактики наркозависимости в группах риска (файл).
  • Ролевые игры в практике профилактики наркомании среди молодежи (файл).
  • Психокоррекционные методы первичной профилактики наркозависимости в группах риска (файл).
  • Организация мониторинга результативности деятельности школьного общественного наркопоста (файл).
  • Правила составления инструментария мониторинговых исследований (файл).
  • Выявление подростков групп риска скриннинговым методом (файл).
  • Система мероприятий по первичной профилактике наркозависимости в начальных, средних и старших классах (файл).

На мастер-класс представлены следующие задания:

  • Выделите стандартные блоки для психокоррекции у подростков группы риска в первичной профилактике наркозависимости в Вашем ОУ?
  • Спроектируйте фрагмент программы мониторинга повышения эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся в Вашем ОУ. Выберите объект мониторинга, сформулируйте один критерий и не более трех показателей. Пользуясь приведенной ниже схемой организационого плана мониторинга, пропишите фрагмент программы мониторинга качества работы по данному показателю.

Цель мониторинга

критерий показатель метод средства периодичность исполнитель форма представления результата

 

 

 

 

Результаты выполненных заданий Вам необходимо выставить в сетевом сообществе руководителей и членов школьных общественных наркопостов в разделе «Материалы участников курсов» отдельным именным файлом не позднее 7 июня 2010 года.

Творческих Вам успехов! 

Мастер-класс «Организация, содержание, формы деятельности руководителя школьного общественного наркологического поста в образовательном учреждении»

Мастер-класс проводит: Новикова Ирина Алексеевна, к.пед.н., доцент кафедры теории и методики воспитания Алтайского краевого ИПКРО.

Мастер класс проводится с 18 мая по 27 мая 2010 г.

В настоящее время первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) является ключевым социальным заказом для системы образования. Организационной, теоретической и методической основой данного положения явилась Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами, утвержденная приказом Минобразования РФ от 28.02.2000 №619 и одобренная Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (Протокол от 22.05.2000). Концепция Минобразования РФ позволила в одном методическом ключе разработать целевые региональные программы профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи.

Организация антинаркотической профилактической деятельности в образовательном учреждении - организация нового социокультурного пространства, которое предполагает вовлечение в профилактику всех здоровых интеллектуальных, нравственно-волевых, культурно-ценностных, мировоззренческих, профессиональных ресурсов. Антинаркотическая профилактическая деятельность является социальным процессом, так как она опирается на идеи социального партнерства, базируется на принципах и методах взаимодействия специалистов различных социальных практик.

Среди основных причин низкой профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде следует назвать несоответствие этой деятельности единым требованиям программно-целевого подходя, отсутствие системности, скоординированного взаимодействия специалистов различного профиля в различных ведомствах, ответственных за профилактику.

Основными целевыми группами, в отношении которых осуществляются профилактические воздействия являются:

- учащиеся,

- педагогические работники,

- члены семей учащихся,

- досуговые значимые для учащихся другие лица.

К основным профилактическим воздействиям на целевую группу учащихся относятся следующие мероприятия:

1. Формирование общих знаний, отношений, установок о самих себе, об окружающих. Выработка психологических умений и жизненных навыков.

2. Формирование специальных знаний, отношений, установок о ПАВ.

3. Определение степени вовлеченности контингента в проблему злоупотребления ПАВ. Обследование целевой группы, дифференциация (по группам риска) и санация (лечение, оздоровление) контингента, консультирование, коррекция и организация психолого-педагогического сопровождения потоков помощи.

4. Формирование актива и организация волонтерской деятельности.

5. Мониторинг и оценка эффективности программной профилактической деятельности.

К основным профилактическим воздействиям на целевую группу «педагогически и специалисты учреждений образования» относятся следующие мероприятия:

1. Информирование и просвещение.

2. формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.

3. Разработка комплексной проектно-организованной программы профилактической деятельности в образовательном учреждении.

4. Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.

5. Формирование актива и волонтерской деятельность.

6. Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.

К основным профилактическим воздействиям на целевую группу «члены семей учащихся» относятся следующие мероприятия:

1. Просвещение. Предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах).

2. Формирование специфических знаний, отношений и установок путем предоставления специфической информации (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, дисфункциональных, асоциальных семьях и их проблемах)

3. Волонтерская деятельность через формирование актива родителей.

К основным профилактическим воздействиям на целевую группу «досуговые значимые другие лица учащихся» относятся:

1. Просвещение.

2. Реализация потенциала неспецифической досуговой деятельности.

3. Реализация потенциала специфической досуговой деятельности в программах специфической активности с элементами формирования отношения к употреблению ПАВ.

4. Развитие просоциальных подростково-молодежных движений.

5. Волонтерское движение.

6. Контроль информационной       среды досуга подростков и молодежи.

7. Внедрение профилактических воздействий в информационное пространство региона.

8. Работа с неформальными подростково-молодежными сообществами (группами)

В целях организации планомерной, последовательной и систематической деятельности в данном направлении предлагается этот мастер-класс.

Цель мастер-класса: вооружить участников курсового мероприятия современными методиками, технологиями, формами работы в сфе­ре педагогической профилактики наркомании.

Мастер-класс посвящен вопросам организации, выбора форм деятельности, определения содержания работы Наркопоста.

Мы предлагаем для обсуждения в форуме следующие вопросы:

  • Каково ваше видение состава и структуры общественного формирования по профилактике наркомании в образовательном учреждении (Наркопост)?
  • Какие особенности организации профилактической работы в вашем образовательном учреждении вы могли бы выделить?
  • Как осуществляется межведомственное взаимодействие по профилактике наркомании в вашем районе?

На мастер-класс представлены следующие материалы:

  • О повышении эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся общеобразовательных учреждений (Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, № 2371 от 17.06.2009) (файл).
  • Органограмма управления профилактикой наркомании в Алтайском крае (файл).
  • Интеграция деятельности специалистов различных ведомств в реализации программ Наркопоста (сост. А. Н. Свиридов) (файл).
  • Правовые основы наркопрофилактики (файл).
  • Методологические подходы к организации противодействия НОН и злоупотреблению ими, ВИЧ-инфекции (файл).
  • Современные проблемы наркологии в Сибири (презентация В. Я. Семке) (файл).

Задания для самостоятельной работы на период сетевых курсов повышения квалификации.

Перейти к обсуждению вопросов мастер-класса