Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Консультация

«Профилактика девиантного поведения в подростковой и молодежной среде»

Структурные компоненты консультирования.

Содержания

Ключевые слова:

Девиантное поведение, норма, алкоголизм, наркомания, суицид , депрессия, профилактика.

Аннотация к содержанию консультации:

В консультации рассматривается проблема профилактики девиантного поведения подростков.

Запрос на консультирования

Повышение эффективности профилактических мероприятий в молодежной среде.

Текст консультации

1 Что понимается под девиантным поведением?

При работе с ученическим коллективом воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, мастер производственного обучения, воспитатель общежития может столкнуться с различными видами отклоняющегося поведения и должен быть готовым вести разъяснительную работу в группе, а также при необходимости уметь правильно диагностировать и быть готовым адекватно среагировать на девиантное поведение учащихся.

Поведение девиантное – непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений; поведение части населения в форме правонарушений, алкоголизма, наркомании.[5]

Поведение девиантное [лат. deviatio – отклонение] – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.[2]

Такое определение требует прояснения понятия нормы, правовых и нравственных норм.

Норма (лат. norma – правило, точное предписание, образец, мера) – широкая зона функционального оптимума, или зона физиологических изменений, внутри которой среднестатистические колебания биохимических, психофизиологических, генетических и других параметров, свидетельствуют о сохранности морфофункционального статуса организма с поддержанием в данных конкретных условиях на высоком уровне компенсаторных реактивно-приспособительных возможностей, адаптабельности, работоспособности и рекреации.

Норма – понятие статистическое, основанное на вероятностной структуре показателей, характерной для популяции. Статистический подход к рассмотрению функционального оптимума нивелирует представление о подлинном оптимуме жизнедеятельности индивида.

В социальной сфере норма конкретизируется через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны – образцы.

Какие основные виды отклоняющегося поведения существуют?

Отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение принято называть девиантным (от лат. – отклонение).

Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная.

Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты.

Негативную девиацию можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести так называемое противоправное поведение. Кроме того, девиантным будет и поведение, отклоняющееся от принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития норм морали. Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп (семья, микрогруппа в коллективе, коллектив в целом и т.д.), так и в индивидуальном порядке.[3,4]

Отклоняющееся поведение предполагает наличие по меньшей мере трех основных компонентов:

1) человека, которому свойственен этот тип поведения;

2) норму или ожидание общества (группы), являющиеся критерием оценки поведения с точки зрения девиации;

3) некий орган, учреждение или личность, реагирующие на данное поведение, принимающие решение, нормально или девиантно то или иное поведение, применяющее санкции.

С учетом этих трех компонентов, девиантным является поведение, отклоняющееся от групповой нормы и влекущее за собой санкции: изоляцию, лечение, наказание, осуждение и другие виды порицания нарушителя.

Роль особенностей личности в различных видах девиаций неодинакова. Специфические черты внутренней структуры и механизмов отклонений от нормы в основном касаются соотношения трех основных факторов: личности, среды, организма. Преобладание или недостаток того или иного фактора обусловливает тот или иной вид девиации. Ее возникновению способствует и различное неблагоприятное сочетание данных факторов.

Под личностным компонентом понимается совокупность индивидуально-психологических элементов, таких, как направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, нравственные принципы, правосознание и др.

Биологический компонент включает генетическую основу человека, особенности протекания обменных процессов, специфику его высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии и др.

Влияние внешней среды обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными, бытовыми и другими факторами. Например, такие виды девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид в большей степени зависят от биологических компонентов при достаточно сильном влиянии социальных условий. А преступность можно рассматривать как продукт взаимодействия личности и среды при достаточно малом участии биологического фактора. [6]

Каковы основные признаки алкогольного и наркотического опьянения?

Алкоголизм – вид девиантного поведения, характеризующийся возникновением привыкания, а в дальнейшем – психической и физиологической зависимости от этилового алкоголя, употребляемого в виде водки, спирта, коньяка, виски, вин, пива и др.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения алкоголиками являются неумеренно пьющие лица, чья зависимость от алкоголя достигает такой степени, что она приводит к нарушениям соматического и психического здоровья, вызывает конфликты с другими людьми, ухудшение социального и экономического положения и требует лечения.

Психическая зависимость, возникающая в связи с прекращением приема алкоголя по тем или иным причинам, выражается угнетенным настроением, тревогой, беспокойством и страхами, а физическая – в слабости, разбитости, болях в мышцах, головокружении, общей потливости, дрожании рук и пальцев и т.д. Некоторые исследователи приводят количественные критерии алкоголизма: употребление не менее 150 г абсолютного алкоголя в день, что соответствует 0,5 л виски, 1 л крепкого вина, 1,5 л сухого вина.

Причины алкоголизма включают в себя, как минимум, два фактора: с одной стороны, это предрасполагающие особенности личности (конформные, незрелые, зависимые, внушаемые, склонные к подражанию психопатические личности и невротики с наклонностью к дистимиям), с другой – обычай употреблять алкоголь в определенном обществе, группе, среде и главным образом в семье. Большое значение имеет возраст, в котором человек начал употреблять алкоголь: в молодом возрасте легче возникает привычка к выпивке и возникает зависимость от алкоголя[3,5,6].

Наркомания – явление и медицинское, и социальное, общественное. В конце ХХ в. она охватила практически все страны мира. Наркомания – это болезнь. Болезнь под названием «наркомания» упоминается во всех медицинских учебниках. Болезнью являются два наркотических состояния – привыкание и зависимость. Привыкание к наркотику возникает на первых этапах его применения, когда новичку хочется попробовать его еще раз. А зависимость характеризуется сильным влечением, желанием потребностью постоянного применения наркотика, нередко попыткой получить его любой ценой, даже ценой преступления.

Независимо от возраста, пола, социального положения существуюттри основных признака наркомании:

а) наличие сильного влечения к содержащим наркотик препаратам;

б) состояние наркотического опьянения;

в) абстинентный синдром.

Влечение к наркотикамвозникает очень быстро, в отдельных случаях – после разового употребления. Наркоман не всегда сразу осознает то, что его влечет к наркотикам, но, чем бы он не был занят, мысль о наркотических средствах и одурманивающих веществах периодически и навязчиво в течение всего дня всплывает в его сознании, и если опытным наркоманам удается скрывать проявления наркотического опьянения, то влечение к наркотику даже они скрыть не способны. Тема разговора этих людей неуклонно возвращается к наркотикам, при этом у них отмечается эмоциональная заинтересованность. В предвкушении приема наркотических средств у этих людей возникает волнение, которое проявляется в оживленности, неусидчивости, неспособности сосредоточиться на выполняемой работе, многоречивости.

Если наркотика нет или его прием задерживается по каким-либо причинам, эти люди испытывают неудовлетворенность, недовольство собой и окружающими. Они становятся раздражительными, сонливыми, неспособными к длительной физической или умственной нагрузке. Абстинентный синдром проявляется тогда, когда организм человека уже не может нормально функционировать без наркотических средств. Интенсивные боли могут вызвать попытки самоубийства.

Какие существуют меры профилактики алкоголизма и наркомании?

Профилактика алкоголизма и наркомании – это в первую очередь знание последствий, которые алкоголь, наркотики могут вызвать, а также здоровый образ жизни, который несовместим с рекламой алкогольных напитков, в том числе и пива. Если человек мотивирован здоровыми целями, то реклама «Получи удовольствие!», «Наслаждайся жизнью!» и прочее не будет иметь того влияния, которое она получила в современной жизни. Но мотивации успеха должны формироваться в семье, в учебном заведении, средствах массовой информации. Это задача государственная.

Удовлетворение от успеха (спортивного, материального, карьерного, семейного), наслаждение красотой должны приносить значительно больше удовольствия, чем суррогатное удовольствие от алкоголя, табака, наркотиков.

Пропаганда здорового образа жизни всегда давала положительные результаты во всех странах. Если у человека сформировалась твердая установка на трезвый образ жизни, и он наметил определенные цели, то этот человек будет получать удовольствие и положительные эмоции, добиваясь намеченного. У него не будет возникать желания выпить, а если и возникнет, то будет преходящим и нестойким.

Если же прекращение употребления спиртных напитков связано лишь с отрицательными эмоциями, например, страхом перед последствиями от употребления алкоголя после лечения, то эффект от лечения будет нестойким. Психика человека так устроена, что отрицательные эмоции постепенно вытесняются из сознания, в памяти услужливо всплывает лишь то, что связано с положительными эмоциями, в том числе с употреблением алкоголя.

Заметив какие-либо из перечисленных признаков, практический психолог должен войти в контакт с другими структурами, которые в соответствии со своими прямыми обязанностями непосредственно занимаются данной проблемой (медицинские, правоохранительные органы, администрация и др.).

Профилактика наркомании – это информированность молодежи о последствиях, которые наркотик вызывает, проведение профилактических бесед, акций «Наркотикам – НЕТ!», дискуссий, чтение лекций специалистами[6].

Какова сущность и механизмы суицидального поведения?

Самоубийство, или суицид,является одним из наиболее трагичных видов девиантного поведения. В психологической литературе суицид обычно рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов[2,3,4,5].

Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, направляемые представлениями о лишении себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса в условиях конфликтной ситуации.

Как правило, содержанием психологического кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в сложной ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Причем этот кризис достигает такой интенсивности, в рамках которой человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Суицидальное поведение имеет как внутренние, так и внешние формы своего проявления [3,4].

Внутренними формами суицидального поведения выступают:

а) невыживательные представления: размышления об отсутствии ценностей жизни;

б) пассивные суицидальные мысли: представления на тему своей смерти вообще при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т.д.;

в) суицидальные замыслы, характеризующиеся уже разработкой плана самоубийства, продумыванием его деталей;

г) суицидальные намерения: принятие решения о самоубийстве.

К внешним формам суицидального поведения относятся:

а) суицидальные высказывания; б) суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью); в) завершенный суицид.

Анализ внутренних и внешних форм суицидального поведения способствует более глубокому пониманию его динамики.

Главенствующую роль в возникновении суицидально-опасной ситуации играют конфликты.

Как показывает практика, наиболее распространенными конфликтами, обуславливающими суициды, являются:

1) конфликты, связанные со спецификой профессиональной деятельности: индивидуальные адаптационные трудности, неудачи выполнения конкретной задачи; межличностные конфликты с сослуживцами; служебные и межличностные конфликты и др.;

2) лично-семейные конфликты: неразделенная любовь, измена любимой девушки (жены); развод, тяжелая болезнь, смерть близких людей, половая несостоятельность и др.;

3) конфликты, обусловленные состоянием здоровья: психические заболевания, хронические соматические (телесные) заболевания, физические недостатки (дефекты речи и особенности внешности) и др.;

4) конфликты, связанные с антисоциальным поведением: пре­ступления, происшествия, а также страх уголовной ответственности, боязнь позора в связи с антисоциальным поступком и др.;

5) конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Суицидальное поведение всегда имеет определенную фазность своей динамики. Самоубийству предшествует пресуицид, включающий в себя две фазы: предиспозиционную и собственно суицидальную [4].

Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека по выходу из кризисной ситуации (период поиска «точки опоры»). Но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того, как исчерпываются варианты разрешения ситуации, порождается мысль об ее неразрешимости. На этом этапе суицидент остро ощущает невыносимость существования в сложившихся условиях, и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. В этих условиях еще сохраняется возможность оказать помощь и поддержку человеку, вывести его из тупика.

Суицидальная фаза пресуицида начинается при дальнейшем углублении дезадаптации, если человек не нашел варианта выхода из кризиса, не получил помощи и поддержки. Она характеризуется тем, что у человека возникают суицидальные мысли, а позднее – и обдумывание способа суицида. На этом этапе, как правило, необходимо вмешательство специалистов.

Проблемы суицидальных настроений существуют и в подростковом возрасте. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать. Так, при исследовании выявлено, что среди незавершенных суицидальных попыток у мальчиков 12–13 лет – 4%, 14 лет – 12, 15 лет – 21, 16 лет – 31, 17 лет – 32%. Около 80% людей, склонных к суициду оставляют ясные сигналы о своих намерениях.

В чем состоит содержание работы по профилактике суицидов?

Выявление риска суицида. Чрезвычайно сложная задача выявить подростков с повышенным риском суицидальности, так как существует многообразие взаимодействующих факторов. Индивидуально-психологическими факторами риска суицида могут быть следующие особенности:

1) условия семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве; матриархальный стиль отношений в семье; воспитание в семье, где есть алкоголики, психически больные; отверженность в детстве; воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.);

2) активное употребление алкоголя и наркотиков;

3) совершение суицидальных попыток;

4) акцентуация характера;

5) изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;

6) разрыв высокозначимых любовных отношений;

7) недостатки физического развития (заикание, картавость и др.);

8) совершение уголовно наказуемого поступка;

9) длительные соматические заболевания;

10) затруднённая адаптация к деятельности и др.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается депрессией, признаки которой воспитателю нужно уметь различать.

Депрессия. Для этого состояния обычно характерны:

1) снижение внимания или неспособность к ясному мышлению, т.е. нерешительность;

2) потеря чувства удовлетворения в ситуациях, ранее вызывающих положительные эмоции;

3) вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

4) снижение эффективности или продуктивности в работе, учебе, быту;

5) чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

6) изменение обычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;

7) пессимистическое отношение к будущему, негативное отношение к прошлому;

8) неадекватная реакция на похвалу или награду;

9) чувство глубокой печали, переходящей в плач;

10) изменение аппетита с последующей потерей или увеличением веса;

11) повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

12) снижение полового влечения.

Предотвращение подросткового суицида и вывод из депрессии. В работе с суицидальными подростками очень важно быть уверенными, что вы в состоянии помочь. Делайте всё от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Из причин суицида среди подростков можно выделить: потери, давления, низкую самооценку, недостаток общения, бесперспективность и безнадежность. Учитывая системный характер детерминации суицидального поведения, профилактическую работу надо проводить комплексно, включая мероприятия общего и специального плана[5].

Главным в преодолении кризисного состояния является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. При проведении беседы нужно придерживаться ряда правил:

1) нельзя приглашать подростка на беседу через третьих лиц. Можно обратиться с какой-либо просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи;

2) должно быть отсутствие посторонних лиц. При выборе места беседы никто (это – главное) не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился;

3) нельзя вести записи, смотреть на часы, отвлекаться на другие дела. Нужно показать, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Профилактическая беседа должна включать в себя четыре этапа:

1-й этап: установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнёрства».

2-й этап: установление последовательности событий, приведших к кризису; снятие ощущения безысходности.

Для этого нужно применять следующую технологию: нужно разговорить человека, дать ему выговориться, при этом выслушать терпеливо, без критики, подтверждая его реальность словами: «я понимаю», «ясно», «да, так бывает», «понятно». Можно уточнять детали, просить повторить рассказ, чтобы «лучше понять ситуацию». Эмоциональный заряд расстройства значительно снизится, если вам удастся выслушать рассказ несколько раз (до 5-6 раз). Такое выслушивание требует психологических знаний.

Вспомогательными педагогическими приемами являются «преодоление исключительности ситуации», «поддержка успехами» и др.

3-й этап: совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используется побуждение к словесному оформлению планов предстоящих поступков, задавание вопросов: «а как ты думаешь, что можно было бы сделать?», «а как ты думаешь, как это можно было бы изменить?», «давай найдем выход из ситуации»; «все можно исправить, на все есть время».

4-й этап: окончательное формулирование планов деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приёмы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».

Если у подростка есть конкретный план совершения самоубийства, но что-то его останавливает, то его нельзя отпускать и конфиденциальность здесь неуместна. Чем больше людей вовлечено, тем больше деталей будет проработано.

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно отправить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, то суицидента необходимо убедить в том, что тяжелое эмоциональное состояние – явление временное, что его жизнь нужна родным, близким, друзьям. Его уход из жизни станет для них ударом, он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из жизни в силу его крайней важности лучше отложить на некоторое время и спокойно всё обдумать.

При работе с подростками, находящимися в депрессии, необходимо помнить, что одна из причин депрессии – неудовлетворённость базовых потребностей. На сеансах необходимо внушать чувство приятия, дать возможность говорить о своей депрессии (беседа с психологом может быть единственной возможностью поговорить о своих чувствах и мыслях).

На первой встрече кроме рефлексивного слушания можно предложить подростку вести дневник самонаблюдения дли выявления мыслей и чувств, так как у подростков в состоянии депрессии дезорганизованное мышление. Очень часто депрессия сопровождается чувством вины.

«Лекарством» в состоянии глубокой депрессии является активность. Очень полезны простые прогулки. Обессиленного от депрессии подростка нужно постепенно подталкивать к каким-либо видам деятельности (гулять по 5 минут, постепенно увеличивая время прогулок). Можно выяснить, чем до депрессии любил заниматься. Для восстановления социальных взаимоотношений можно начать с ролевых игр, а когда психолог почувствует, что подросток более спокоен, можно предлагать что-то другое.

У подростка в депрессии нет выбора. Ему кажется, что он знает идеальное решение – жизнь не стоит того, чтобы жить. Важно показать, что существует большое количество выбора. Необходимо дать подростку ощущение, что он владеет ситуацией, постепенно увеличивая риск попробовать и другие способы поведения.

Пакет диагностик предложенных для выявления подростков, склонных к суициду, включает в себя: опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояния личности»[1] и метод «Незаконченные предложения», являющийся проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Предлагается продолжить следующие предложения: «Завтра я...», «Когда я закончу техникум...», «Наступит день, когда...», «Я хочу жить потому, что...».

При обработке результатов следует обращать внимание на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.

Консультант: Новоселова Людмила Александровна к.п.н., доцент кафедры педагогики профессионального образования.

1. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк,
М. Айзенк. – (Серия: «Психология – это просто»). – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 480 с.

2. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11.– С. 2-16.

3. Методика воспитательной работы: учеб. пособ. для студ. пед. уч-щ учеб. завед. / Л. А. Байкова [и др.]; под ред. В. А. Сластненина. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 144 с.

4. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]; под общ. ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2005. – 336 с.

5. Самыгин, П. С. Девиантное поведение молодежи: учеб. пособ. /
П. С. Самыгин. – Ростов-н-Д : Феникс, 2006. – 440 с. в 2-х ч.

6. Томчук, В. Д. Профилактика асоциального поведения в юношеском возрасте: методические рекомендации для кураторов студенческих групп по профилактике наркомании, алкоголизма и других форм асоциального поведения студентов / В. Д. Томчук, Н. С. Колмогорова, Л. Н. Булгакова. – Барнаул : Изд-во АГАУ, 2008. – 155 с.