Версия для слабовидящих

innov-deyat-v-sist-obr-ak

Инновационная деятельность в системе образования Алтайского края

Материал из опыта работы Сокольцовой Марины Владимировны, учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СОШ№15 г. Заринска, члена рабочей группы региональной инновационной площадки, победителя ПНПО-2008

 Современное российское образование продолжает  реализацию ФГОС второго поколения как для начальной, так и для основной школы. Педагогическая наука не стоит на месте. С 2013 года научное сообщество историков заговорило о новых учебниках по истории, которые были бы разработаны на основе единых требований и содержания. Разработанная концепция была одобрена на заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года. Окончательно  утверждение произошло  на собрании общества 19 мая 2014 года. Появился готовый продукт под названием «Историко-культурный стандарт». В данной статье будут рассмотрены  особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории с использованием историко-культурного стандарта (ИКС).

Начнем с того, что ИКС дополняет и конкретизирует в методологическом, научно-историческом и общепедагогическом аспектах требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями ФГОС; имеет четкую структуру, состоящую из разделов и приложения.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта рассматривают  задачи учебно-методического комплекса, к которым относятся:

- создание  условий  для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

- формирование  представлений  об  основных  этапах  развития многонационального российского государства;

- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса и другие.

Разделы ИКС:

Раздел I. От Древней Руси к Великому княжеству Московскому 

Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству 

Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв. 

Раздел V. Формирование и эволюция советской системы. Великая Отечественная война

1941-1945 гг. 

Раздел VI. Апогей и кризис советской системы (1945 - начало 1980-х гг.) 

Раздел VII. Распад СССР и становление новой России (1985-2012) 

Приложение. Примерный перечень «трудных вопросов истории» 

В каждом разделе представлены краткая характеристика данного периода, понятия и термины, персоналии, события и даты.

Краткая характеристика каждого периода позволяет выделить наиболее важные темы при подготовке к экзаменам, а не заучивать всё подряд. Выделенные понятия и термины позволяют детализировано изучить представленный временной отрезок. Один из эффективных приёмов, активно используемых на практике, -  «Найди правильный термин». Это задание на соотношение терминов и их определений. Приём «Найди ошибку в тексте», как правило, тоже связано на знание терминологии. В материалах КИМ данные знания можно применить не только в решении тестовой части, но и конкретно в заданиях 23 и 24, где требуется сформулировать предположения, аргументы «за» и «против» на основе фактического материала.

Содержание ИКС позволяет разработать методический материал по периодам.

Например, «Историческое лото»: ученики берут карточку, на которой указан только год события, а они называют само событие. Или наоборот, обозначенное событие требует назвать дату. Этот прием хорошо работает в 5-7 классах, в 9-11 к дате и событию добавляется историческая личность. Данный прием аналогичен заданию 11 при подготовке к ЕГЭ по истории. Это задание может быть смешанным, т.е. там могут быть представлены события как Отечественной, так и мировой истории.

При подготовке к ОГЭ и  ЕГЭ рекомендуется записывать даты по векам, на отдельном листе (например, формата А4) и развешивать эти листы по комнате, чтобы даты фиксировались зрительно. До появления ИКС учащимся приходилось приложить немало усилий, чтобы собрать необходимые даты, теперь все даты систематизированы в хронологической последовательности в разделах ИКС. Бери и пользуйся!

Первое знакомство с историческими событиями ученики начинают ещё в начальной школе, в курсе учебного предмета 4 класса «Окружающий мир». Очень важно, чтобы учителя начальной школы, рассматривая материал по истории, четко представляли особенности данного предмета и его содержание с целью недопущения фактических ошибок. В 2016 году наша школа является региональной инновационной площадкой (РИП). Являясь участником команды РИП, на мастер-классе «Методы и приемы современного урока в рамках реализации ФГОС»  я обучала  стажеров, а в основном это были учителя начальных классов, особенностям реализации ИКС в начальной школе. На материале учебника «Окружающий мир» 4 класс стажеры разрабатывали приёмы работы с историческим материалом.

Другим направлением историко-культурного стандарта являются выделенные «трудные вопросы по истории», всего 31 вопрос. В моём понимании, «трудный вопрос» - это историческая дискуссионная проблема, требующая вариативности изучения, представленная различными точками зрения.

Примерный перечень «трудных вопросов истории России»:

образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

исторический выбор Александра Невского;

роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;

попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

присоединение Украины к России (причины и последствия);

фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры и другие.

Рассмотрение перечисленных «трудных вопросов по истории» помогает учащимся легче справиться с написанием мини-сочинения по истории, где требуется указать точки зрения на то или иноё историческое событие, выделить причинно-следственные связи  и указать историческую личность.

Конечно, существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но идеального варианта подготовки к ОГЭ и ЕГЭ не существует.  Главное отличие ЕГЭ и ГИА от выпускного экзамена по билетам состоит в том, что при подготовке учащимся придется повторить весь изучаемый материал, начиная с 5 по 11 класс. В этом им помогает историко-культурный стандарт. 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп