Версия для слабовидящих

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ПАРТНЕРАМИ
В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Л.С. Карбышева, учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия «Планета Детства», г. Рубцовск

Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя. В современных условиях взаимодействие семьи и образовательного учреждения рассматривается как партнерство в интересах ребенка. В начальный период обучения семья играет в жизни и развитии личности ребенка особую роль. Но и учитель также становится для ребенка наставником и человеком, ведущим за собой. Наша гимназия вот уже 17 лет работает по развивающей системе Л.В. Занкова. Содержание и принципы данной программы созвучны идеям нашей гимназии. Учебные курсы позволяют создавать условия для развития личности всех участников образовательного процесса.
В начальной школе развитие личности возможно только в том случае, если есть единение семьи и школы, понимание общих целей и задач, погружение в совместную деятельность. Вся учебно - воспитательная работа нашей гимназии строится на традициях проведения совместных творческих мероприятий и праздников: «День рождения класса», семейный праздник «Дом тепла, добра и света», школьный праздник «Виват, «Планета Детства», театральный фестиваль «Его величество – театр», музыкальные гостиные «Войди в храм Музыки», творческие проекты «Вернисаж «Планеты Детства» (персональные выставки учащихся изостудии, выставки картин рубцовских художников), «Галерея творческих портретов», «Весна на «Планете Детства» и др.
Система воспитательной работы гимназии, целостность учебно-воспитательного процесса влияет на изменение мировоззрения учащихся и родителей. Мы мечтаем создать единую семью, в которой все будут иметь возможность самореализовываться. Первые шаги в этом направлении мы делаем уже в детском саду, который входит в структуру гимназии, далее эстафету подхватывают учителя начальной школы.
Основа нашей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ученика. Эти отношения закладываются еще при самой первой встрече с родителями - тогда, когда они приходят записывать своего любимого ребенка в первый класс. Я работаю в особой гимназии «Планета Детства», где всегда на первом месте ребенок, его развитие. У нас редко бывают неблагополучные семьи. Но важно учитывать, что родители заняты обеспечением материального благополучия своей семьи. Сегодня психологи отмечают дефицит родительского внимания, поэтому налаживание тесной связи семьи и школы по-прежнему остается одной из самых актуальных задач на сегодняшний день.
До начала учебного года стараюсь как можно больше узнать о традициях семьи, и только потом - об их материальном положении. На первом родительском собрании совместно намечаем план воспитательной работы на год. В своих анкетах родители указывают не только, что любит их ребенок, но и чем он занимается в свободное время. Родительский комитет выбирается для решения организационных вопросов, а в дела класса вовлекается каждый, кто хочет и может помочь. И обычно желающих много!
На первых этапах вовлечение родителей в коллективные дела класса происходит ненавязчиво: подыграть в сценарии праздника, оформить работы детей в классную газету, поучаствовать в конкурсах семейных газет на тему «Хочу все знать!», «Мои зимние каникулы», «Наше семейное хобби» и другие. В процессе совместного проведения классных праздников, школьных мероприятий, классных часов незаметно достигается единство школьных задач педагога и желания родителей видеть успехи своего ребенка.
В практической работе с родителями учащихся я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Встреча с родителями должна иметь четко обозначенную практическую направленность: советы, рекомендации, программа действий; при этом советы должны рождаться в результате обмена мнениями и диалога между партнерами.
Чтобы родители, дети и школа стали дружной семьей, необходимо родителей из пассивных наблюдателей превратить в активных участников. С этой целью приглашаем родителей приходить на уроки, в ходе которых им отводится определенная роль. На интегрированном уроке «Починки» в рамках курса традиционной русской культуры родители с детьми занимались рукоделием, а в конце всех угощали кашей и пирогами. В нашей гимназии стало традицией ежегодно проводить «День матери». Чаще всего в этот день в начальной школе проходят интегрированные уроки с привлечением учителей музыки, изо и педагогов дополнительного образования. Такие уроки не могут остаться незаметными, они запоминаются на всю жизнь. Ни родители, ни дети не скрывают своих эмоций, слез счастья и покаяния.
Важно привлекать родителей и к внеклассным мероприятиям, где они могли бы показать себя с неизвестной для ребенка стороны: традиционные «Дни Здоровья», на которых показывают свою силу и выносливость не только дети, но и их родители; новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки с выездом на квартиры учащихся; участие в литературных и музыкальных гостиных, в конкурсе «Две звезды», где родители вместе с детьми демонстрируют свои творческие способности – эти и другие формы работы ведут к формированию интереса, который является неотъемлемой частью успешной учебной деятельности.
Психологические тренинги – полезная и эффективная форма работы в налаживании семейных отношений. Конечно, проводит их специалист – психолог при участии классного руководителя. Тренинги помогают проиграть определенные отношения родителей и ребенка, найти пути решения своей проблемы.
Очень приятно, когда родители сами становятся инициаторами, организаторами многих увлекательных дел. Это «заочные» путешествия по разным странам с выставкой сувениров и фотографий достопримечательностей данной страны, экскурсии в природу. По итогам года на заключительном празднике класса отмечаются не только дети и их успехи, родители тоже получают грамоты в самых разных номинациях. Такое духовное общение обогащает внутренний мир не только ребенка, но и взрослого. А значит, совместная работа учителя и родителей способствует формированию личностных качеств ребенка, помогает найти свою дорогу, по которой ему придется шагать самому.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп