Версия для слабовидящих

Опыт реализация программы внеаудиторной деятельности учащихся 2 - 4 классов «Одарённый ребёнок» .

Г.А.Курмакаева
Г.Р.Кузнецова
МБОУ « СОШ №19
г. Новоалтайска
Алтайского края»
В.А. Сухомлинский
« Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.»

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно
мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей,
несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.
На первой ступени обучения важно выявить способных учащихся, определить их творческие возможности и склонность к изучению определённых предметов, поддержать их интерес к изучаемым дисциплинам и развить его.
Именно на старте, в начальной школе, ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт из решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании.
Обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Понимая, что обучение одарённых детей – глобальная педагогическая проблема, авторский коллектив МБОУ « СОШ №19 г.Новоалтайска» разработал программу внеаудиторной деятельности «Одарённый ребёнок». Программа даёт возможность для:
- углубленного изучения предметов:
- математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира;
- для их реализации в ученической исследовательской деятельности;
- для целенаправленной подготовки учащихся 2 – 4 классов к школьным, городским
олимпиадам.
Программа разработана по следующим направлениям :
- математика, логика;
- русский язык, литературное чтение;
- естествознание;
- исследовательская практика;
Цель программы: создать условия для
- развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- развития познавательных способностей;
- формирования положительной мотивации к учебному труду;
- формирования устойчивой потребности к научной и исследовательской деятельности;
- формирования ключевых компетентностей:
* учебно - познавательной
* информационной,
* коммуникативной,
* компетенции разрешения проблем
В разработке содержания программы для одарённых детей использовали два
основных подхода: углубление и обогащение.
Эта программа способствует обучению детей разнообразным приёмам умственной работы, формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора, высокий уровень компетентности в предметной области знаний, обеспечивает индивидуализацию обучения за счёт использования дифференцированных форм предъявления учебной информации, способствует овладению учащимися умениями и навыками исследовательского поиска.
В работе с одарёнными детьми используем следующие виды деятельности:
аналитический, поисковый, рефлексивный, проектировочный.
Реализация данной программы предусматривает использование следующих форм и
видов работы: лекция, беседы, практические работы, лабораторные работы, cеминары, экскурсии, сообщения, проекты, презентации (ИКТ), круглый стол.
За период реализации программы « Одарённый ребёнок » в нашей школе накоплен
немалый опыт работы по выявлению, развитию и поддержке одарённости.
На первых занятиях тестируем детей, используя:
- тест дивергентного (творческого) мышления по Вильямсу. Оцениваем показатели
творческого мышления, творческие черты личности и выстраиваем структурный профиль
творческих показателей каждого ученика.
- первичную педагогическую диагностику уровня развития детской одарённости. Эта
диагностика определяет степень развитости определённых черт личности учеников:

На начало года

kuznecova-table

На конец года

kuznecova-table2

Для родителей предлагаем анкету, по которой составляем «Карту одарённости ребёнка». С помощью данных методик мы можем вместе с родителями оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время, а также увидеть индивидуальный «портрет развития» его дарований.
Из детей, посещающих наши занятия, формируем две команды для участия в городских олимпиадах в номинациях «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова» и
«Личностно ориентированное обучение».
Результативность по годам:

kuznecova-table3

В нашей школе успешно функционирует научное общество учащихся. Исследовательские и проектные работы учащихся представлены на разных уровнях: школьных научно- практических конференциях, городских « Юный исследователь в родном городе», краевых «Будущее Алтая»:
Новиков Владислав – дипломант всероссийского конкурса « От малой Родины до гражданина России» (« Как организовать школьную перемену»)
Куксин Виталий - дипломант всероссийского конкурса « От малой Родины до гражданина России» (« Какой след оставляет карандаш»)
Назырова Айсылу – диплом научно –практической конференции « Будущее Алтая»
(«Татарская национальная обувь. Ичиги.»)
Мурина Лиза – диплом победителя городского конкурса « Юный исследователь в родном городе» («Проблема утилизации бытового мусора»)
Белов Дима - диплом победителя городского конкурса « Юный исследователь в родном городе» («Влияние шрифта текста на повышение качества чтения»)
Замятин Кирилл - диплом победителя городского конкурса « Юный исследователь в родном городе» («Компьютер – вред?»)
Однако проблема развития одарённости детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом на сегодняшний день в полной мере не находит своего решения. Вот некоторые проблемные моменты:
- ослабленность научно – методической поддержки педагогов, работающих с данной
категорией учащихся.
- недостаточное внимание уделяется психолого – педагогическому сопровождению
способных и одарённых детей.
- нуждаются в оказании методической и практической помощи родители одарённых
детей.
- требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании
условий для развития природных задатков детей.
- не отлажен механизм взаимодействия школ и учреждений дополнительного
образования.
В заключение необходимо подчеркнуть, что каждый ребёнок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации актуальна для всех детей, и тем более для детей одарённых.
Итак, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Список литературы:

1. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.М.2002.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
4. « Рабочая концепция одарённости» Президентская программа « Дети России»
Авторский коллектив Москва, 1990.
5.Лейтес Н. С. « Умственные способности и возраст». – Москва, 1971.
6. Савенков А.И. « Одарённые дети в детском саду и школе», 2000.
7. Синягина Н. Ю. О некоторых трудностях и препятствиях в работе с одарёнными детьми. М.

 

Презентация

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп