Версия для слабовидящих

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК ЗАЛОГ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Пузакова С.В., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 10» г. Новоалтайска

В последние годы стала особенно актуальна проблема детской жестокости. Откуда же в маленьких детях, еще не познавших окружающий мир, столько зла? Конечно, мы живем в непростое время, и это не может не влиять на формирование личности ребенка. Но сущест-вуют и другие факторы. Причиной детской жестокости, на мой взгляд, может стать и отсут-ствие жизненного опыта, и неумение почувствовать чужую боль, поставить себя на место другого и испытать те чувства, которые может переживать в той или иной ситуации другой человек. Чем раньше мы начнем развивать эмоционально-чувственную сторону личности каждого ребенка, тем быстрее он приобретет опыт общения, сопереживания, сочувствия.
Формирование нравственных качеств тесно связано с развитием творческих способ-ностей. Огромные возможности для их развития открывает система Л.В. Занкова, цель кото-рой – общее развитие личности как развитие ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сто-рон психики, составляющих ее основу.
Вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ре-бенка – один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики. Существует рас-пространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто ода-рен особым талантом, должен развивать его в себе и может считаться призванным к творче-скому труду. Однако этот тезис является спорным, а с точки зрения школы – недопустимым. Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. И цель учителя – сде-лать творчество естественным и постоянным спутником детского развития.
Именно поэтому, работая с детьми на уроках литературы, я ставлю перед собой цели, направленные на формирование эмоционально-чувственной сферы личности каждого ребен-ка, активизацию внутреннего потенциала ученика, развитие творческих способностей уча-щихся путем вовлечения их в литературно-художественную деятельность. Достижение этих целей требует от учителя постоянного внимания к личности ученика, понимания и уважения его чувств, духовной организации; поощрения творческих проявлений и умения пробуждать на уроках и во внеклассной работе такие эмоции и чувства учащихся, которые создавали бы потребность их выражения в художественных образах. Очень важно также формировать у школьников объективность в оценке результатов собственного творчества.
Основным средством достижения данных целей являются учебники литературного
чтения Н.А.Чураковой. Работа по данным учебникам способствует развитию чувств и твор-ческих способностей учащихся.
Содержание учебного материала помогает воспитывать ребенка не путем прямых
нравоучений и назиданий, а пробуждая в нем чувство участия к таким же, как он сам, к лю-дям, животным, птицам, воспитывая в нем чувство прекрасного, которое поможет удержать-ся от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру.
Своего рода подготовительным этапом к литературному творчеству служит опреде-ленное эмоциональное состояние, переживаемое ребенком. На создание соответствующих эмоциональных состояний, а также на развитие творческих литературных способностей на-правлены те задания, где ребенку предлагается представить себя на месте героя произведе-ния или даже какого-либо неодушевленного предмета, постараться пробудить в себе те чув-ства, которые испытывает данный человек, животное или предмет в какой-либо ситуации. Например, в третьем классе я проводила сочинение на тему «Осенний парашютист», где ре-бенку нужно было представить себя опадающим осенним листочком и описать те чувства, которые он может испытывать. Как обычно, работа на уроке начиналась с этапа создания эмоционального настроя учащихся. Затем ребята рисовали свои листочки, пытаясь в рисунке обозначить состояние «осеннего парашютиста». Эмоциональное воздействие на детей про-будило у них желание высказаться, выразить чувства и переживания опадающего листочка, которые они испытали, как свои. Вот некоторые из сочинений (сохранена авторская стили-стика):
« Мне холодно. Я весь дрожу. Мой наряд стал коричневым. Я вот-вот упаду.
Обидно. По мне будут топтаться. А может, меня сожгут. Тогда я стану углем. Но я хочу жить!» (Переведенцев Максим)
«Наступила осень. Я пожелтел, только серединка и прожилочки еще зеленые. Я по-хож на маленькую елочку, усыпанную золотом. Как красиво все кругом! Я скоро полечу! Это так здорово – лететь и падать!» (Галь Влад).
Задания такого характера даются часто. То ребята представляют себя каким-то несу-ществующим животным, то портфелем, то пепельницей и т.д. Очень интересно, что в этих работах просматривается настроение ребенка на момент написания сочинения. Некоторые из них бывают очень печальными, а некоторые полны оптимизма. Например, выполняя задание представить себя пепельницей, один ученик говорил, что быть пепельницей очень плохо, по-тому что ты всегда грязный, в тебя бросают окурки, ты никому не нужен. Рассказ другого ученика был более оптимистичным. Он говорил, что пепельница – незаменимый предмет для взрослых, которые курят. На этом уроке представилась прекрасная возможность поговорить и о вреде курения, что очень важно с воспитательной точки зрения.
Нередко в процессе обучения я провожу интегрированные уроки, т.к. они способст-вуют формированию интереса к учению, развитию творческих способностей.
Так, при изучении темы «Круговорот воды в природе» в курсе «Окружающий мир» ( 2 класс) детям было дано задание описать путешествие капельки воды. Сочинения получились очень интересными, т.к. ребята не только передавали теоретическую информацию, получен-ную на уроке, но и использовали элементы сказки, описания окружающего мира и чувств, которые может испытывать капелька, участвующая в круговороте воды:
«Однажды Капелька сказала своему сыну:
- Теперь твоя очередь испаряться.
- Как это – испаряться? – удивился сын Капелька.
- Ты все узнаешь,- ответила мама.
И тут луч солнца упал на бок сына. Ему стало очень жарко, он почувствовал необы-чайную легкость и стал взлетать в небо. Капелька оглянулся и увидел своих друзей. Они по-летели вместе. Они смогли лететь, потому что солнышко превратило их в пар. Капелек было так много, что они стали тучей. Подул ветер. Туча полетела, и они замерзли. Посте-пенно друзья стали превращаться в капли. Начался дождь, и Капелька вновь вернулся на землю. Его мама была очень рада. Теперь сынок знал, что значит «испаряться». (Женя Фро-лова).
Анализ данных работ позволяет понять, насколько важно пробудить в ребенке жела-ние сопереживать, выразить свои чувства и мысли в слове, в художественном образе, чтобы поделиться этим с другим. Только такой подход может являться залогом того, что у детей возникает стремление к сочинительству, творчеству, самосовершенствованию.
Еще одним важным условием развития творческих способностей является организа-ция работы воображения учащихся на уроках литературного чтения.
Сочинить для каждого ребенка «от шести до десяти» - значит придумать, выдумать. Наши дети – фантазеры и мечтатели, выдумщики и придумщики! Сочинительство надо по-ощрять, поддерживать вне зависимости от того, получится из ребенка литератор или нет. Однако в процессе обучения нередко возникает необходимость пробуждать воображение ре-бенка с помощью специальных приемов. Для организации работы воображения учащихся я использую пять приемов.
Первый, названный Дж. Родари «брошенный камень», заключается в назывании сло-ва, которое, подобно камню, брошенному в воду, вызывает в сознании детей волны мыслей, воспоминаний. При установке на сочинение они могут служить хорошим материалом для создания сказки или истории.
Второй прием – «фантастический бином» - также заимствован у Дж. Родари. Его суть заключается в том, что учащимся предлагаются два предмета или слова, между которыми в силу их смысловой отдаленности нет и не может быть никаких связей на уровне обыденной логики. Для того, чтобы внести их в один контекст, требуется включение продуктивного во-ображения, использование приема «отстранения»: автор, описывая определенный предмет, говорит о нем такими словами, какими его мог бы описать человек, впервые увидевший этот предмет и не имеющий никакого представления о его назначении.
Третий прием – это знаменитое магическое «если бы...» Константина Сергеевича Станиславского. Ученик переносит себя или другого человека из реальной ситуации в вооб-ражаемую. Структура высказывания состоит из двух элементов: формулы «Что случилось бы, если ...» и предложения, выражающего основное содержание вопроса. Дж.Родари сове-тует формулировать подобные вопросы как можно абсурднее. Например: «Что случилось бы, если бы какой-нибудь крокодил вздумал постучать в твою дверь и попросить несколько роз?» или «Что случится, если мой лифт полетит на Луну?» и т.д.
Четвертый прием – переработка известной сказки в связи с введением нового элемен-та Ребятам предлагается ряд слов (или картинок), которые напоминают хорошо известную им сказку. Например, слова «волк», «лес», «пирожки», «бабушка» сразу вызывают в вооб-ражении сцены из сказки «Красная Шапочка». Если включить в этот ряд слово, не относя-щееся к содержанию данной сказки, то оно будет воспринято, как «чужое», «лишнее». На-личие такого слова требует уже иных ходов, иного развития повествования. Этот прием по-зволяет развить воображение ребенка, приучает оригинально реагировать на новый неожи-данный элемент.
Наконец, пятый прием состоит в том, что ребятам предлагается определенный набор функций сказочных персонажей, который может служить своеобразным каркасом будущей сказки. По одному и тому же набору функций можно создавать новые и новые сюжеты, по-лучая в результате неограниченное число сказок. Такая работа побуждает детей к творчест-ву.
Особое внимание на уроках литературного чтения я уделяю работе над стихотворени-ем. Мы с детьми говорим о том, что быть поэтом очень сложно. Для этого надо восприни-мать окружающий мир как живой, одушевленный, ощущать его красоту и беззащитность, уметь сопереживать, сочувствовать. Поэт – человек, который особенно остро переживает происходящее в окружающем мире, который открывает в нем то, что мы не видим, с помо-щью обостренных чувств. Учащиеся моего класса знают о том, что поэты при создании сво-их произведений используют приемы метафоры, олицетворения. Читая поэтические произ-ведения, дети вновь и вновь встречаются с приемом сравнения, обнаруживая, что он необык-новенно содержателен, что с его помощью в предмете обнаруживается какая-то невидимая обыденным зрением, скрытая особенность; с приемом олицетворения, который одушевляет неживой предмет. Детям самим предлагается придумывать сравнения, олицетворения, чтобы они смогли почувствовать содержательность и продуктивность этих приемов. Ребята учатся «оживлять», олицетворять различные предметы в своих сочинениях и рисунках.
Такая работа привела к созданию коллективного поэтического сборника «Мои первые стихи».

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп