Версия для слабовидящих

ОПЫТ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Т. А. Рябцева, учитель начальных классов
МОУ «Егорьевская СОШ» с. Новоегорьевское
Егорьевского района Алтайского края

На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. На первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сил ребёнка. Педагоги школы понимают, что ключевой образовательной задачей начального этапа является формирование детского действия контроля и оценки как основы учебной самостоятельности школьников. Базовым педагогическим условием её решения является безотметочное обучение в начальной школе.
О безотметочном обучении говорили многие выдающиеся педагоги и ученые: В. А. Сухомлинский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков, Ш. А. Амонашвили, А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. Все они сходятся во мнении, что «отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения, а с другой стороны – насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно принудить к учению, заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности или после ее завершения, есть важнейший источник мотивации познавательной активности. Вот эта радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок» [1].
Хочу поделиться своим опытом работы в режиме безотметочного обучения. Основой этой работы является система стартовых/итоговых диагностических работ, а в качестве пока-зателя успешности обучения используется индивидуальная динамика знаний и умений ученика. Эту работу я начинаю с проведения стартовой диагностики в первом классе с целью общей оценки уровня подготовки первоклассников к школьному обучению. Затем в ходе учебного процесса дополнительно перед изучением каждой новой темы провожу специальную стартовую диагностическую работу для того, чтобы выявить начальный уровень подготовки учащихся по данной теме. Впоследствии сравниваю результаты стартовой работы с результатом, достигнутым учеником в конце изучения темы. Это позволяет мне зафиксировать индивидуальную динамику у каждого ученика. Результаты фиксирую в специальных таблицах – оценочных листах, которые затем помещаются в личный портфолио каждого из учеников. В таких листах фиксируются не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты. Приведу фрагмент оценочного листа, заполненного в конце первого полугодия первого класса на ученицу Арину А.:

ryabceva

Для оценки проверочных работ использую 100-балльную шкалу с указанием уровня выполнения работы. Для расчета оценки по 100-балльной шкале пользуюсь формулой:
К = т / п ∙100
где т – количество правильно выполненных существенных операций;
п – общее количество операций
и установленным соответствием общего количества набранных баллов уровню выполнения работы: очень высокий уровень – 92 -100 баллов
высокий уровень – 70 – 91 баллов
средний уровень – 45- 69 баллов
низкий уровень – менее 45 баллов

Ведение систематического учёта усвоения детьми знаний, умений и навыков, которые определяются программными требованиями, позволяет мне организовывать коррекционную работу по преодолению трудностей, которые испытывает ученик, отследить уровни сформированности у детей универсальных учебных действий, в том числе действий контроля и оценки, установить индивидуальную динамику, а также помогает в работе с родителями, когда необходимо показать реальные достижения ребёнка и обратить внимание на возможные проблемы.
В 1-2 классах формирую у школьников адекватную самооценку с помощью «волшебных линеечек», на которых оценивается правильность выполнения задания, правильность написания цифр, букв, удачная мысль в диалоге и другое. Линеечки напоминают уче-нику измерительный прибор. Этот вид оценивания развивает у детей самооценку, т.к. они сначала оценивают сами себя, а только потом учитель делает свои пометки на этой шкале. Например, после выполнения задания прошу поставить на линейке условный знак, соответствующий уровню выпол-нения работы. Если оценивание совпадает, то условный знак ставится в одной точке. Если не совпадает, то в разных точках линеечки.
Активно применяю словесную оценку. Дети моего класса должны чувствовать себя любимыми, нужными, успешными. Успех, как известно, рождает успех. В классе не должно быть неудачников. Главная моя заповедь – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Поэтому в своей работе я использую 100 слов, которые могут сделать моих учеников счастливыми и успешными: прекрасно, молодец, умница, я горжусь тобой, ты хорошо постарался, великолепно, умно, великое открытие, огромный успех, я восхищаюсь тобой, ты хороший друг, выдающаяся работа, я счастлива, я не видела ничего подобного и др.
Помню: добрая улыбка стоит 1000 слов!
Такую систему оценивания учебных достижений использую второй год. Я считаю, что применяемая мною система способствует эффективному обучению, является здоровьесберегающей, поскольку наблюдаю следующие положительные изменения:
*дети быстрее и легче адаптируются к учебным условиям;
*повышается работоспособность, самостоятельность и ответственность школьников;
*учащиеся сами определяют качество и успешность своего продвижения;
*ребёнок готовится осознанно воспринимать отметку.

Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 4
2. Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003 №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974

Презентация

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп