Версия для слабовидящих

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
С. А. Степанова, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 128» с углубленным изучением отдельных предметов
г. Барнаула Индустриального района

Насколько правомерно употребление термина « компетентный» по отношению к ребенку? Ведь компетентность взрослого чаще всего несопоставима с уровнем компетентности ребенка, какой бы сферы научных знаний это ни касалось.
Из словаря Ожегова С.И. понятие « компетентный » принято толковать как
« знающий, осведомленный...». Когда говорим о компетентной личности, чаще всего имеем в виду человека, уже закончившего образование и ставшего авторитетным специалистом в какой-либо области.
Что является признаками компетентности и авторитетности взрослого? Не просто начитанность. Не просто знания, умения. Главное- то, что знания, умения, опыт позволяют человеку:
• делать обоснованные суждения;
• принимать самостоятельные решения;
• на основании умений, навыков, жизненного опыта выполнять практические действия, адекватные сложившейся ситуации.
Опыт самостоятельных суждений, решений, действий приходит не вдруг. На приобретение такого опыта уходят годы. Если годы дошкольного детства и годы получения начального образования не становятся временем формирования самостоятельной, думающей личности, готовой к принятию решений, но и к практической их реализации, то такая личность может уже и не состояться.
В « Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говориться о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования[51] также нацеливает на формирование ключевых компетенций - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Для формирования ключевых компетентностей учащихся начальной школы я использую учебно-методический комплект авторов Е. А. Перелыгиной, И. С. Фишмана. В комплект входят две рабочие тетради, содержащие компетентностно-ориентированные задания. Важной особенностью рабочих тетрадей является то, что их нецелесообразно использовать в рамках отдельно взятого предмета, что объясняется спецификой формируемых в процессе выполнения заданий результатов: ключевые компетентности являются надпредметным результатом образования. Поэтому я организую деятельность учащихся с использованием рабочих тетрадей на уроках окружающего мира, технологии и во внеклассной деятельности.
При разработке данного учебно-методического комплекта авторы используют определение ключевых компетентностей как «результата образования, выражающегося в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия», и выделяют три ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационную и коммуникативную компетентности.
Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что, освоив их, ученик может применять этот результат образования в других видах деятельности. Так, например, освоив деятельность по систематизации информации в рамках одной темы, мои ученики могли впоследствии перенести это сложное умение на другое содержание и систематизировать информацию в той структуре и по тем основаниям, которые адекватны другой информации. Научив их ставить цель, они могут ставить ее не только в рамках специально организованной мной деятельности, но и в любых других условиях.
Формируя каждую из трех ключевых компетентностей делю их на отдельные виды деятельности- аспекты. Так, например, информационную компетентность можно разделить на следующие аспекты: планирование информационного поиска, извлечение первичной и вторичной информации, систематизация и обработка информации. Я учу учеников работать с информацией, чтобы они знали, какая информация им нужна, где и как искать, как извлекать и систематизировать ее, как делать вывод на основе критического осмысления информации. Таким же образом на аспекты делятся и коммуникативная компетентность, и компетентность разрешения проблем.
Деление каждой из компетентностей на аспекты позволяет учителю оценить уровень сформированности ключевых компетентностей, выявив, какие из аспектов сформированы достаточно для конкретного возраста, а на освоение каких необходимо предложить ученику дополнительные упражнения. Говоря об уровнях освоения ключевых компетентностей, надо знать насколько учеником освоена деятельность в рамках того или иного аспекта. Чтобы освоить коммуникативную компетентность в аспекте «публичное выступление» на I уровне, что соответствует нормам для начальной школы, учу учеников готовить план выступления, соблюдать в выступлении нормы публичной речи и регламент, а также использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления. Если же ученик, помимо всего перечисленного, выделяет смысловые блоки своего выступления вербально(с помощью средств логической связи) и использует в выступлении наглядные материалы или невербальные средства, можно сделать вывод, что этот же аспект сформирован на II уровне (норма для основной школы), а если он плюс ко всему перечисленному еще и самостоятельно готовит наглядные материалы, использует логические и риторические приемы, то это говорит о том , что ученик освоил коммуникативную компетентность в аспекте «публичное выступление» на III уровне, что является нормой для старшей школы.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов, так как именно он позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «natural environment» («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. При этом цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнить все этапы алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель учителя (формирование ключевых компетентностей учащихся) достигается посредством создания ситуаций, в которых учащиеся реализуют проекты, и сопровождения проектной деятельности учащихся.
Важно различать проект и так называемый «учебный проект» (другие названия: «предметный проект», или псевдопроект). Учебный проект часто используют в рамках изучения школьных дисциплин. В нем отсутствует первый этап алгоритма проектной деятельности: учащийся не выполняет шагов по анализу проблемы и целеполаганию, так как получает информацию о цели своей деятельности в готовом виде от учителя. Все остальные этапы идентичны этапам реального проекта. Следовательно, учебный проект (наряду с формированием предметных и общеучебных умений) можно успешно использовать для формирования информационной и коммуникативной компетентностей и отдельных аспектов компетентности разрешения проблем. Учебный проект, применяю в начальной школе, он позволяет учащемуся научиться планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, реализуя цели и задачи, приобретая необходимые умения и осваивая аспекты компетентностей, которые позволят ему быть успешным при осуществлении реальных проектов в основной и старшей школе.
Использую тетрадь «Символика класса» для организации работы учеников над учебным проектом. Тетрадь можно условно разделить на две части. Первая общеознакомительная. Выполняя задания 1,23, ученики работают с информацией о символике государства гербе и флаге, эти задания использую на уроке окружающего мира. Задания первой части предназначены для формирования информационной компетентности и выполняются учениками индивидуально. Вторая часть - собственно учебный проект. Задания, включенные в эту часть, нацелены на формирование компетентности разрешения проблем и коммуникативной компетентности. После выполнения задания 23, организую работу учащихся в трех группах. Одна из групп работает над изготовлением герба класса (задания 24, 27-36, 38-39), вторая - над изготовлением сигнальных флажков (задания 26-39), третья -над изготовлением флага класса (задания 25, 27-36, 38-39). Задания нацелены на формирование коммуникативной компетентности и компетентности разрешения проблем, поэтому при выполнении этих заданий использую работу в группах, а также индивидуально. Последнее задание 40 выполняется индивидуально всеми учениками и нацелено на формирование компетентности разрешения проблем в аспекте «оценка собственного продвижения». Учитывая, что тематика учебного проекта пересекается с тематикой других дисциплин, поэтому часть заданий на работу с информацией выполняем на уроках курса «Окружающий мир», а часть заданий на уроках технологии. Поскольку учебный проект имеет непосредственное отношение к внеклассной работе, использую классные часы для работы с классом.
Также организую деятельность учеников по освоению ключевых компетентностей с помощью сюжетной игры. В этом мне помогает тетрадь «Победители стихий». Сюжет игры выживание во время снежной бури. Ученики в рамках работы над заданиями, конечно же, не действуют в условиях реальных стихийных бедствий, однако форма сюжетной игры позволяет поддерживать мотивацию учеников и добиваться высоких личных результатов. Другой немаловажной особенностью сюжетной игры является то, что в ее ход возможно органично включить задания на формирование компетентности разрешения проблем, в частности, задания на планирование и оценку деятельности, а также оценку продукта деятельности.
Выделяют три уровня освоения ключевых компетентностей, подразумевая, что каждый из уровней соответствует определенной ступени обучения: I уровень начальная школа, II уровень - основная школа, III уровень -старшая школа. Учебно-методический комплект для учащихся 4 классов по формированию ключевых компетентностей в основном ориентирован на освоение ключевых компетентностей на первом уровне. В таблицах дано описание аспектов ключевых компетентностей, подлежащих формированию у учащихся начальной школы. Первая колонка в таблицах содержит название аспекта компетентности, вторая подробно описывает деятельность, которую должен продемонстрировать учащийся, чтобы учитель мог сделать вывод об освоении учеником соответствующего аспекта компетентности на первой ступени обучения.

Информационная компетентность

Аспект Деятельность ученика(I уровень)
Планирование
информационного
поиска
- делит информацию на известную и неизвестную;
- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
- выделяет из представленной информации ту, которая
необходима при решении поставленной задачи;
- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам
Извлечение первичной инфориациии - проводит наблюдение/эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей
Извлечение вторичной информации - извлекает и систематизирует информацию по двум
и более заданным основаниям
(источник: 1-2 простых по составу источника, содержащих избыточную информацию)
Первичная обработка информациии - систематизирует извлеченную информацию в рамках
простой заданной структуры;
- переводит простую (односоставную) информацию
из графического представления или формализованного
(символьного) представления в текстовое и наоборот
Обработка информации - точно излагает полученную информацию;
- задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
- находит вывод и аргументы в предложенном источнике
информации

Коммуникативная компетентность

Аспект Деятельность ученика(I уровень)
Письменная коммуникация - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;
- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом (текст может включать элементы графики)
Публичное выступление - готовит план выступления;
-соблюдает нормы публичной речи и регламент;
- использует паузы для выделения смысловых блоков
своего выступления;
-работает с вопросами, заданными на уточнение
и понимание
Диалог -воспринимает основное содержание фактической/
оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии
(группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям
и действующим лицам;
- начинает и заканчивает разговор в соответствии
с нормами;
- отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии
с целью и форматом диалога
Продуктивная групповая коммуникация - ученики самостоятельно следуют заданной процедуре
группового обсуждения;
- ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы;
- ученики разъяснили свою идею или свое отношение
к идеям других членов группы

Компетентность разрешения проблем

Аспект Деятельность ученика(I уровень)
Идентификация
(определение)
проблемы
-объясняет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем;
- в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются
Целеполагание
и планирование
деятельности
- определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи
Применение
технологий
- корректно воспроизводит технологию по инструкции
Планирование
ресурсов
-называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности
Оценка
деятельности
- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности
Оценка
результата/
продукта
деятельности
- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии
продукта замыслу;
- оценивает продукт своей деятельности по заданным
критериям заданным способом
Оценка
собственного
продвижения
(рефлексия)
- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности;
- называет мотивы своих действий

Освоение ключевых компетентностей - процесс индивидуальный, и в классе могут оказаться как учащиеся, не освоившие какие-то аспекты компетентностей даже на первом уровне, так и ученики, способные освоить те или иные аспекты компетентностей на более высоком уровне. Если для первой группы детей учитель использует дополнительные формирующие задания, то учащимся второй группы необходимо предоставить возможность выполнять задания II уровня.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп