Версия для слабовидящих

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Стрепельцова Ирина Викторовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №2
г.Алейск

Исследовательская работа в начальной школе - явление необходимое, так как она способствует развитию учебной самостоятельности учащихся, вносит творческое начало в познавательную деятельность младшего школьника, стимулирует детское познавательное общение и развитие коммуникативных навыков. Кроме того, такая работа соответствует психологическим особенностям ребенка младшего школьного возраста. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает особое поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Но, к сожалению, при всей её привлекательности, исследовательская работа не является сегодня достаточно распространённой в начальной школе.
Исследовательский метод обучения требует значительных затрат времени и энергии учителя и учащихся. Для меня это также было делом новым и сложным. Начиная эту работу с первоклассниками, я познакомилась с программой курса А. В. Савенкова «Я- исследователь», ориентированного на решение практических задач исследовательского обучения в современной школе. Программа исследовательского обучения ориентирована на внеклассную и внеурочную работу с детьми.
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их специфическая задача.
Задачей внеурочной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации. Именно в ходе этих занятий и должны формироваться основные позитивные черты будущей личности в виде целеустремленности и способности достигать поставленных целей.
Во ФГОС НОО названы основные направления внеурочной деятельности в начальных классах. Особый интерес для меня представляет познавательная деятельность. Казалось бы, зачем она необходима, если ребёнок и так многое изучает на уроках в школе, и иногда объём информации для него является даже слишком большим? Однако следует помнить, что ребёнок в свободное время обязательно должен заниматься тем, что ему нравится, но эти занятия должны его развивать, а не затормаживать его взросление, поэтому исследовательская деятельность в начальной школе приобретает особое значение как способ одновременно научить ребёнка чему-то новому и обеспечить его увлекательным времяпровождением. Детей следует знакомить с основами исследовательской деятельности, учить их ставить цель исследования, пошагово выполнять всю работу и приходить к определённому результату.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в совместной исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за птицами, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными.
Образовательная программа начального общего образования должна позволять формировать коммуникативные навыки в разновозрастной среде и среде сверстников. И здесь на помощь вновь приходит исследовательская деятельность.
Я организую разновозрастное сотрудничество моих нынешних учеников-третьеклассников и моих недавних выпускников - учеников 7 класса. Живое общение «ученик - одноклассники – учитель - родители и другие взрослые», совместная деятельность в разновозрастных группах имеют особую значимость для социализации ребенка. Но такое сотрудничество требует учета интересов и возможностей детей каждой возрастной группы и использования соответствующих методических приёмов. Здесь мне помощь оказывают методические разработки А. И. Савенкова.
Мои ученики уже в первом классе легко усвоили методы исследовательской деятельности при помощи предложенных А. И. Савенковым карточек с символическими изображениями
• «Подумать самостоятельно»
• «Спросить у другого человека»
• «Посмотреть в книгах»
• «Посмотреть по телевизору»
• «Получить информацию у компьютера»
• «Понаблюдать»
• «Провести эксперимент»
• «Связаться со специалистом»

Выделенные методы исследования решают задачу обучения искусству получения информации через общение, кроме того, это путь преодоления дефицита общения.
С кем может общаться первоклассник, осуществляя поиск интересующей его информации? На этот вопрос мои первоклассники отвечали сами, проведя мини-исследования на темы «Умею ли я общаться?» и «Что больше любят дети: говорить или слушать?»
«Умею ли я общаться?»
1. С кем ты общаешься чаще всего?
А) с мамой
Б) с папой
В) с друзьями
2. Что ты больше любишь?
А) читать
Б) говорить
В) слушать
3. Закончи предложение:
Я люблю рассказывать друзьям о____________________________________________
4. Закончи предложение:
Я хороший собеседник, потому что ___________________________________________

strelcova«Что больше любят дети: говорить или слушать?»

Задание: Проведи опрос среди детей на тему исследования. Если получишь ответ «да»- напиши цифру 1. Если ответ «нет» - напиши цифру 0.
Результаты были поводом для обсуждения важной для детей проблемы: «Что важнее в общении: говорить самому или слушать собеседника?»
Часто мы с детьми проводим экспресс-исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие и одаренных детей, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее в том, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, второклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получают индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, какие бывают снежинки, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п. Некоторым ученикам так понравилось рассматривать снежинки, что в классе даже появились фотографии снежинок.
За время обучения в начальной школе нами было проведено много различных исследований. В качестве примера приведу фрагменты из детских работ по теме «Что означает моё имя?».
«Имя Дмитрий родители выбирали долго и кропотливо. Мама выбирала имя так: «Хочу чтобы при любом изменении не звучало грубо: Дима, Димочка, Димка». Папе хотелось, чтобы с отчеством Дмитрий Сергеевич оно звучало солидно».
«Родители знали, что родится мальчик, то есть Я. И поэтому имя придумали давно. Сергей Андреевич - так звали моего прадеда, в честь него меня и назвали».
Как мы выбираем тему исследования?
Конечно, перед началом учебного года я планирую, что мы будем исследовать. Темы исследования определены и в наших учебниках. Но тема может появиться из содержания урока неожиданно. Приведу пример.
В учебнике «Литературное чтение» В. А. Лазаревой,по которому я работаю, есть музейные странички. На одной из них мы попали в музей старинных вещей и узнали историю примуса, прочитали о нём стихи. Детям это показалось очень интересным и уже на следующем занятии курса «Я - исследователь» появилась тема исследования, направленная на поиск старинных вещей дома у учеников и их близких.
Ребята очень загорелись желанием отыскать такие вещи и узнать историю их возникновения. Стали определять методы исследования. Некоторые сразу сказали, что посетят дедушку и бабушку, расспросят их о том, что из старинных вещей есть у них («Спросить у другого человека»). Другие ребята сказали и том, что нужно поработать с этимологическим словарём и узнать историю появления слова - названия предмета исследования («Посмотреть в книгах»).
Конечно же, дети назвали одним из методов исследования поиск информации в интернете и посещение городского краеведческого музея. Как, когда, откуда появилась эта вещь? А это уже сложный вопрос, направленный на развитие исследовательских умений. В результате организованного поиска в семьях нашлись две швейных машинки марки «Зингер» и «Госшвеймашина», которым было более ста лет, серебряные подстаканники, чернильница, несколько икон, католическая библия, вышитый уголок для новорождённого, прялки и другие интересные вещи. Самой интересной находкой стал патефон, который мог проигрывать грампластинки. Эти предметы стали оживать в глазах детей. Целую неделю не замолкала в семье Дениса швейная машинка, которую отремонтировал папа, и звучала старинная музыка в доме Ильи.
Как мы готовились к защите проекта?
Для повышения информативности данного исследования и обучения умению систематизировать информацию я предложила детям такой алгоритм упорядочения и представления полученных данных:
1. Название вещи, история её появления в семье.
2. Что обозначает название вещи и откуда происходит.
3. Что говорится об экспонате в справочной или научной литературе.
4. Художественные произведения о вашем экспонате, пословицы, стихи и т.д.
Вместе с детьми мы определили, что итогом их изысканий должна стать экскурсия по «Музею старинных вещей». Дети готовились к защите, а я готовила сертификаты участников исследования «Музей старинных вещей».
«Обучая других, обучаешься сам», - эта мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Ребёнок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.
Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита работы должна быть публичной, с привлечением как авторов других работ, так и зрителей: учеников других классов, учителей, родителей, гостей школы.
В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию; сталкиваясь с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывать свою точку зрения.
Накануне экскурсии по «Музею старинных вещей» дети приносили в класс то, что было найдено, чем вызывали интерес учеников и педагогов других классов. Почти все ученики класса представили свои экспонаты. На защиту были приглашены заместитель директора по воспитательной работе, родители. Дети испытывали волнение, ведь для многих это было первое публичное выступление.
Экскурсия по музею удалась! Все получили огромное удовольствие от выполненной работы и были удовлетворены результатами. Родители благодарили детей за то, что из наблюдателей они стали участниками исследования, затем посетителями музея, фотографами и операторами.
Мои ученики провели исследование, тема которого была для них интересна и значима. А я ещё раз убедилась в том, что младшие школьники проявляют свойственную данному возрасту любознательность и хотят больше узнать об окружающем мире.

Интенсивная духовная жизнь, как отмечал Л. В. Занков, это не работа памяти, а размышления, рассуждения, самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину отличает моих учеников и заставляет меня осваивать новые технологии и расширять свой кругозор.

Презентация

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп