Версия для слабовидящих

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ)
Автор: Т.Г.Жданова, учитель начальных классов


Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Лицей №8 города Новоалтайска Алтайского края»
«Всякий новый век, давая нам новое знание, даёт нам новые глаза»,- эти слова Г.Гейне послужили нам девизом при апробации ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года. Федеральный государственный образовательный стандарт, о котором говорится в послании президента РФ Д. А. Медведева федеральному собранию с инициативой "Наша новая школа", можно назвать «новыми глазами» образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования.
Готовность нормативно-правовой базы является одним из необходимых требований. В лицее подготовлены образовательная программа начального общего образования, рабочие программы по учебным предметам и по внеурочной деятельности, на уровне локальных актов внесены изменения в устав. Разработаны и утверждены должностные инструкции, заключены договора сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, заключены договора сотрудничества с родителями учащихся.
Помимо программ «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой и «Перспективная начальная школа», с 1сентября 2011 года мы начали реализацию развивающей программы по системе Л.В. Занкова.
В лицее производится использование новой процедуры оценивания образовательных результатов, используя «портфолио лицеиста». Для мониторинга универсальных учебных действий были разработаны индивидуальные карты «Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения».
Широкое внедрение ФГОС НОО с 1сентября 2011 года на основе опыты полученного в результате пилотного апробирования.
В 2010 году лицей получил статус стажёрской площадки АКИПКРО по теме «Создание инновационной образовательной среды как способа повышения качества образования».

Проблемный анализ образовательной ситуации в лицее

В соответствии с требованиями основных заказчиков образовательных услуг (государства, общества, родителей), школа призвана воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к «обучению через всю жизнь». Современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда Алтайского края, города, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
Поэтому целью моего доклада является показать подходы, которые мы используем для организации внеурочной деятельности, и познакомить коллег с той работой, которая проделана в нашем лицее в данном направлении.

Модель организации внеурочной деятельности лицея.

Организация занятий осуществляется во второй половине дня. Образовательная среда лицея имеет все необходимое для реализации ФГОС, используя инфраструктуру учреждений дополнительного образования. Мы тесно сотрудничаем с такими учреждениями как детская школа искусств, городской детско-юношеский центр, детская библиотека, бассейн.
Количество часов, отведённых на реализацию направлений внеурочной деятельности, – 10 (5 из них организованы непосредственно в лицее). Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО по направлениям: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, социальному.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
При организации внеурочной деятельности в лицее используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся: экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Программы внеурочной деятельности

Разрабатывая содержание внеурочной деятельности, мы использовали материалы сборника «Программы внеурочной деятельности», разработанные на основе учебных пособий системы развивающего обучения Л.В. Занкова, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности
(роль и место в системе общего развития младших школьников)

Спортивно – оздоровительное направление (кружок «Школа Здоровья»)
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространёнными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни.
Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса:
• формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
• подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
• воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
• формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

Духовно-нравственное направление, общекультурное направление (Кружок «Музыкальная мозаика», Кружок «Волшебные краски»)
Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Дополнительно дети знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр.
Целью данного направления является гармоничное развитие учащихся.
Задачи:
• развить творческий потенциал детей, духовное богатство личности;
• воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
• формировать творчески активную личность, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности.
Общеинтеллектуальное направление (Кружок «Я – исследователь»)
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена- дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
• приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
• овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
• освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
• создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Социальное направление (кружок «Мы-дети России»)
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности, может оказать пример патриотизма русских богатырей, родителей, близких людей. «... Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.
Основная цель программы: Способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе восприятия и осмысления исторического опыта своей Родины, своей семьи; воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны, пробуждение интереса к истории своей семьи.
Задачи:
• Воспитание обучающегося в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, своей малой Родине;
• Ознакомление с историей родного города, с историей своей семьи.
• Пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
• Воспитание чувства патриотизма, используя достижения русского искусства, фольклора;
• Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
• Пробуждение желания знакомиться с историей своей страны.
• Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
• Воспитание уважения к защитникам Отечества.
• Развитие желания быть полезным в семье, школе, своему народу.
Результативность и эффекты внеурочной деятельности
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Планирование внеурочной деятельности

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в лицее мы используем план внеурочной деятельности. Форма плана внеурочной деятельности для 1 класса приведена в приложении (таблица 1), по всем классам (таблица 2).
В качестве приложений к плану внеурочной деятельности мы составили индивидуальную карту занятости обучающегося в различных формах внеурочной деятельности (таблица 3), которая заполняется ежегодно, но при необходимости в неё вносятся коррективы в конце полугодия; сводную таблицу занятости обучающихся во внеурочной деятельности (таблица 4); индивидуальную карту занятости обучающихся по определённому направлению внеурочной деятельности (таблица5,6,7,8).

Приложение

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп