Версия для слабовидящих

Коллективно-творческое дело
"ОПЯТЬ 25"
МОЙ МИР И Я
(о конфликтах и компромиссах)

Зорина Раиса Михайловна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
г. Рубцовска, Алтайского края

Работая в пилотном классе по апробации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и реализуя на практике программу духовно-нравственного воспитания школьников, мною, учителем начальных классов Зориной Раисой Михайловной, было проведено коллективно-творческое дел «Опять 25» (о толерантности), которое получило высокую оценку моих учеников, коллег, родителей.

Цели и задачи:
- воспитание чувства уважения друг к другу;
- формирование умения разрешить конфликтные ситуации;
- знакомство с новым термином «Толерантность»;
Оборудование:
- мультфильм Г. Бардина «Адажио»;
- слайдовая презентация «Как возникает конфликт»;
- набор пословиц, поговорок, крылатых выражений по теме;
- листы бумаги формата А4 и цветные карандаши.
Учитель:
- Сейчас я предлагаю посмотреть необычный мультипликационный фильм
Гарри Бардина «АДАЖИО». Смотрите его внимательно, не отвлекаясь.
- О чем этот мультфильм?
- Какие чувства возникли после просмотра?
- Что сделали с белым лебедем?
- Почему с ним так поступили?
- Как к лебедю стали относиться после его гибели?
- Стала стая серых лебедей толерантна к другим не похожим на них?
- Как вы думаете, что может заставить их измениться?
(ответы детей)

zorina1

Учитель:
- Сегодня на нашем КТД мы будем говорить о добрых взаимоотношениях в классе, о том, как важно уважать себя и других, не позволять обижать друг друга. Попытаемся выяснить, от чего возникают конфликтные ситуации, что такое толерантность, попробуем выработать правила класса, соблюдение которых приведет нас к созданию дружного и бесконфликтного коллектива.
Для этого мы разделились на группы, где каждая группа готовила свое задание в тайне от других. Что из этого получилось, мы посмотрим. Не забывайте, что на выступление у вас на все и про все 5 минут.

zorina2

Учитель:
Свою пятиминутку я хочу начать с игры, которая поможет вам осознать собственную уникальность и принять неповторимость каждого из вас.
(ИГРА «ОРЕХИ»)
- В течение 1 минуты надо рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем я перемешаю все орехи. После этого каждый постарается найти среди орехов свой.
- Когда люди все вместе, они кажутся одинаковыми как эти орехи. Чтобы разглядеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему.

Я бываю кошкой и собакой
И медведем толстым косолапым
Даже рыбкой из пруда
Лошадью бываю иногда
То синицей по небу летаю
То пингвина вдруг изображаю
Над цветами как пчела жужжу
А то просто девочкой хожу.
- По своему происхождению человек дитя природы. Поэтому у современного человека много разных биологических составляющих. Но с другой стороны стать настоящим человеком без общения с другими людьми, порой очень разными он не
сможет.
Как же сделать так, чтобы это общение было комфортным и бесконфликтным.
Приведу один пример:
- На перемене одного мальчика толкнули играющие одноклассники. Он в свою очередь рассердился, разгневался и ударил обидчика. В результате завязалась драка, которая
прекратилась благодаря учителю. А спровоцировал драку гнев.
Гнев - это чувство, которое выводит человека из равновесия, переполняет его и заставляет совершать различные необдуманные агрессивные действия

zorina3

Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком, умышленно наносится вред (физический и психический) другому.

zorina4

Что можно отнести к агрессивному поведению. Это когда насмешничают, обзываются и сквернословят, вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество, когда дерутся, толкаются, дергают за волосы, не принимают в игру, сплетничают, или того хуже объявляют бойкот.
- Вернемся к нашему мальчику. После драки они еще долго пытались говорить друг другу плохие слова, пытались запугать друг друга и т.д.
- Назревал конфликт.

 zorina5

Конфликт, столкновение, разногласие, спор.

- Учителю пришлось провести серьезное разбирательство. В ходе, которого выяснилось, что мальчика задели случайно и что драки можно было избежать. Всем участникам этого конфликта стало стыдно за свое поведение.
Чтобы мы с вами умели управлять собой, знали, что такое толерантность мы и проводим это КТД.
Учитель:
- Слово берёт 1 группа, которая приготовила поговорки, пословицы, крылатые выражения по нашей теме.
Даренская Кира:
- У меня древнее греческое изречение. Заживает рана, нанесённая стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесённая злым словом.
Наша память так устроена, что она помнит очень хорошие и очень злые моменты. Так вот обида, нанесённая словом, очень долго сохраняется в памяти. Я стараюсь своим подругам и друзьям говорить только добрые хорошие слова. А если в чём-то с ними не согласна я лучше промолчу, чтобы потом не жалеть о своих словах.
Бердникова Мария:
Я знаю крылатое выражение «Камень за пазухой». Затаить злобу против кого-либо.
Если человек испытывает тайное недоброжелательство по отношению к кому-то, то про него говорят, что он носит камень за пазухой.
Камень – очень древний символ, имеющий множество значений. Пазухой же называют пространство между грудью человека и одеждой. Быть за пазухой – это одновременно и быть причастным к внутреннему миру человека, и быть скрытым, тайным. Камень за пазухой символизирует неискренность человека, который только и ждёт момента, чтобы нанести внезапный удар.
Нургалиев Родион:
Мои крылатые слова: «Люди во всём мире могут выглядеть по-разному, могут принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить». Мать Тереза.
Мать Тереза была монахиней. Она известна своей добротой и милосердием. Она помогала больным и бедным людям. Я понимаю её слова так, что нужно любить людей, помогать им как мать Тереза.
Подчасова Софья:
Я приготовила пословицы:
Мягко стелет, да жестко спать.
На языке мёд, а под языком лёд.
Щебечет как соловей, а кусает как гадюка.
Вьётся ужом, а топорщится ежом.
Пословицы предостерегают от людей криводушных, лицемерных, обманчивым словам которых ни в коем случае нельзя верить.
Наша группа подготовила сценки из школьной жизни. Посмотрите их. Может быть, в них вы увидите себя.

С урока прозвенел звонок –
Летит Слонёнок со всех ног!
И Бегемотик разбежался
Но на ногах не удержался
Столкнулись – Слон и Бегемот!
Удары по лбу! И в живот!
Сказал Мышонок: - Так порой
Гора встречается с горой!


Скорее к бегунам спешит
Наш школьный доктор Айболит.
Все в синяках они сидят
Вокруг испуганно гладят.
Наш школьный доктор возмущён:
-Для бега место – стадион!
- Прошу по школе не носиться
Тогда конфликт и не случится
(Для инсценировки используются маски животных, костюм врача)
Вторая группа.

Прозвенел звонок.
И тут все в столовую бегут!
Все спешат на перемене
Съесть капусту и пельмени.
Поскорей набить живот
Выпить грушевый компот
- Кто скорей? Бежим в столовку!
Мчатся мимо зайцы ловко.
Ой, толкнули! - и компот
Плюхнул прямо на живот
И попрыгали пельмени
Как лягушки, на колени!
И пошла тут потасовка
Ложка в лоб попала ловко
Вот конфликт и получился
Крик в столовой разразился
А всего-то нужно было
Сесть спокойно не толкаться
От еды не отвлекаться
(Дети инсценируют ситуацию в столовой. Используя стол, стулья посуда)

Третья группа.
Наша группа приготовила плакат, на котором представленье различные способы разрешения конфликтных ситуаций:

zorina6

1. Соревнование ли конкуренция - это ситуация, когда человек берет во внимание только свои интересы, полностью, исключая интересы другого человека. Свои интересы отстаиваем до конца, любым способом. Результат есть, а чувство вины и сожаления остается долгое время. Эта позиция делает вас непопулярным.
2. Избегание (уклонение) конфликт произошел, но вы воздержались от мгновенной реакции, отложили его разрешения на потом, выиграли время. Конфликт может пройти сам собой. Кто умеет так делать, достоин уважения.
3. Компромисс - это когда двое договариваются между собой, идут на взаимные уступки. Каждый получает не все, что хотел, а только половину. Такой подход тоже неплох.
4. Приспособление - это когда вы проявляете повышенное внимание к интересам другого человека, и ваши интересы остаются без внимания, вы уступаете. Это позиция - удел сильных личностей
5. Сотрудничество, пожалуй, самый удачный вариант для разрешения конфликтов. Надо найти такое решение, которое устраивало бы обе стороны
6. Толерантность – от латинского слова терпение, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

zorina7

«Законы и правила школьной жизни»

1.Каждый ученик должен быть готовым помочь в учебе своему товарищу.
2.В школе нельзя приходить с кислым лицом. Помни: веселый человек лучше помнит, больше знает, ярче живет.
3.Старайся больше увидеть, услышать, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значить, ты юный старик.
4.Умей и люби создавать тишину: она зарок мудрости, свежести, красоты мыслей и чувств.
5.Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.
6.Делай каждый день хотя бы одно доброе дело.
7. Старайся меньше и реже «дружить» с глаголами не знаю, не умею, не понимаю.
8.Старайся развивать в себе 10 умений: думать, ставить цель, решать, делать, помогать, уважать, дружить, веселиться, творить, отвечать за все.
(Правила оформлены на отдельных листах для всех детей. Большой плакат сделан для всего класса.
Четвертая группа.
1. Пожалуй, самой частой проблемой, с которой сталкивается каждый из нас, является плохое настроение.
2. В плохом расположении духа наш энергетический потенциал очень сильно слабеет, и мы не можем вести себя разумно и принимать правильные решения.
3. Но это вовсе не означает, что мы должны с этим мириться. Хотя наше плохое настроение и способно привести к конфликту, изменить его нам вполне по силам.

4. Прежде всего, нужно этого захотеть, и быть готовым выполнить несколько несложных действий.
5. Существует большое количество практических способов, которые помогут справиться с конфликтом и плохим настроением.
1. Первый способ - Примените метод «Досчитать до десяти». Когда вам говорят что-то неприятное, либо собеседник начинает на вас кричать, начните медленно, «про себя» считать от одного до десяти. Вот так: один, два, три, четыре и так далее. Таким образом, в разговоре произойдет пауза, за это время собеседник сможет успокоиться, а вы не наговорите ничего лишнего.
2. Второй способ называется «Панцирь черепахи»
Всем известно, что панцирь черепахи очень крепкий и его трудно сломать или повредить. Человек тоже может создавать себе панцирь. Для этого нужно лишь выровнять спину, расправить плечи, высоко поднять голову и широко улыбнуться.
3. Третий способ - «Рассмеяться!»
Если разговор переходит в конфликт, нужно указательным пальцем дотронуться до кончика носа и три раза сказать «Ха-ха, хи-хи». В этом случае человек обязательно улыбнется, так как на кончике носа находится «хохотательный» центр. Давайте попробуем все вместе: «Ха-ха, хи-хи», «Ха-ха, хи-хи», «Ха-ха, хи-хи».
4. Есть известное выражение: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Чтобы не было конфликтов, нужно научиться слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.
5. И в заключении мы хотим напомнить правила, которые позволят избегать конфликтных ситуаций:
1. — Играй честно.
2. — Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
3. — Не отнимай чужого. Если у тебя попросят что-нибудь — дай, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
4. — Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
5. — Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
6.— Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
7. — Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
8.— Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.
Учитель:
- Мы сегодня проводили КТД «Мой мир и Я» для того, чтобы в стенах нашего образовательного учреждения, вы получили не только определённый багаж знаний, умений и навыков, но и толерантность – как качество личности, важнейший компонент вашей жизненной позиции.
Закончить наше мероприятие я предлагаю танцем, который называется «Танец дружбы».
(Суть танца в том, что каждый должен по кругу протанцевать с каждым)
- Наступил сюрпризный момент. Все дети получают мороженое. (Родители заранее приготовили всем детям мороженое).

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп